Инструментальная музыка
Новое явление подтолкнуло мастеров к созданию новых инструментов. Инструментльные мастерские процветали как в Италии, так и в Испании, Нидерландах, Германии, Франции и Англии. Все чаще стали использовать клавишные инструменты, и постепенно перечень инструментальных жанров стал расширяться и приобретать собственное лицо. Наиболее популярными оказались такие инструментальные формы, как речекар, токката, канцона и фантазия. Уже в середине XVI в. некоторые музыканты попытались дать теоретические обоснования новым инструментальным жанрам. Одной из известных работ является труд Диего Ортиса(1510-1570) из Толедо, посвященный виоле да гамба, в испанском "vihuela de arco" или "violon". Этот инструмент имел большую популярность в период Барокко. В работе "Договор толкований условий и других жанров в музыке виол", изданный в Риме в 1533 году, автор тщательно анализирует искусство импровизации, дает практические советы, развивает идеи усовершенствованных форм.
Практически все инструментальные сочинения опирались на принципы, изложенные в трактате Ортиса. Существовали также многочисленные сборники произведений для различных инструментов, подобно собранию "ameristico" Аннибаяля Падовано(1527-1575), который одним из первых начал писать ричекары для органа и разработал трехчастную форму для органной токкаты.
Творчество этих музыкантов предвосходило появление регистровых партитур. Этому способствовали также представители венецианской школы при капелле Сан Маркос, и прежде всего Андреа Габриели и его племянник Джованни Габриэлли(1533-1612). Творчество Джованни Габриели явилось высшей точкой в развитии венецианской полифонической школы. Автор "Священных симфоний" для 6-19 голосов(1597 г.) и многочисленных канцон, написанных для различных инструментов, Габриели широко применял технику контрастов регистров, группп инструментови хоровых звучаний. Некоторые из его произведений написаны в технике "эха", при которой целые группы инструментов перекликаются и чередуются подобно "вопрос-ответ", что намного позже будет использовать в своем творчестве Антонио Вивальди. Среди сочинений молодого Габриели есть сборник канцон и сонат, изданный в 1615 г, уже после смерти композитора. В XV в. слово "соната" не использовалось в своем современном значении. Название подразумевало лишь инструментальную пьесу без установленной структуры. Тем не менее сонаты Габриели оказали большое влияние на дальнейшее развитие инструментальной музыки в целом.
Ансамблевая музыка
В то же время в Англии интенсивно развивается другое инструментальное направление, которое получило широкое распространение и добилось значительных эстетических достижений. Речь идет о так называемой музыке "consort"(ансамбль). Обычно она предназначалась для группы виол да гамба и клавишного инструмента - органа или верджинела, а также лютни, кифары или флейты. Собрания сочинений, которые составляли из песен и инструментальных танцев, также включали фантазии и прелюдии, служившие темой или преамбулой к контрапунктным пьесам.
Клавирная музыка
Появление табулатуры, то есть системы специальных знаков для клавишных инструментов и лютни,появившийся в последней трети XV в., коренным образом отразилось на развитии инструментальной музыки. Дополненная репертуаром песни и танца, инструментальная музыка в основном исполнялась на органе. Сборники инструментальной музыки для органа и лютни образовали своеобразный фундамент для развития музыки эпохи Возрождения. Изобилие найденных манускриптов говорит о том, что сочинния для клавишных инструментов были очень популярны. Некоторые фрагменты сочинений для органа исследователи датируют 1425 г.(произведение неизвестного автора из монастыря Саган, в Силезии). В 1448 году Адам Илеборг собрал и составил табулатуре пять коротких прелюдий( преамбул), в которых использовалась органная педаль. Одним из первых знаменитых исполнителей органной музыки был немецкий органист Конрад Пауманн( ок. 1410-1473). Он также является автором трактата "Fundamentum organisandi", изданного в 1451 г. Немного позже, иежду 1460 и 1470 г., был издан сборник "Buxheimer Orgelbuth", содержавший 250 органных переложений сочинений Дюфаи, Бинкбойса, Данстейбла, Мортона и других композиторов.
Следующее поколение композиторов-инструменталистов оставило целую коллекцию замечательных шедевров инструментальной музыки.Орган становится доминирующим инструментом в творчестве композитора Михаэля Преториуса("Musae Sioniae" 1609) и нидерландца Яна Петерсона Свелика( 1562-1621), создателя чудесных ричекаров и токкат, изданных после смерти композитора.
Клавирная музыка Испании
Большую часть музыкального наследия Испании составляет музыка для клавишных инструментов эпохи Возрождения. Уже в 1557 г. Луис де Энестроса( ок. 1510-1557) опубликовал сборник под названием "Новый музыкальный размер для клавишных, арфы и виолы", куда были включены гимны, фантазии, песни и танцы известных испанских композиторов: Франсиско Фернандеса Палеро( умер в 1597), Франсиско Сото де Лангой( 1534-1619), Жана Мотона( 1495-1522), Филиппе Верделота( ок. 1470-1552) и Антонио де Кабесона( 1510-1566). Кабесон был одним из ярких органистов и клавесинистов Европы.