Суббота, 2024 Апр 20, 11:14 AM
На главную Форум Регистрация Вход
Добро пожаловать, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: malva  
Форум » ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО » Музыка » Песни души (История создания инструментов)
Песни души
ravenДата: Среда, 2007 Июл 04, 8:59 AM | Сообщение # 1
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Здесь я буду освящать истории появления и развития различных инструментов.
Вы убедитесь, что у различных инструментов много общего, и их "прародители-дедушки" были похожи. Но тем не менее каждый инструмент уникален и с помощью него передаётся песня человеческой души. angel


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Среда, 2007 Июл 04, 9:03 AM | Сообщение # 2
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Начну с классической гитары. Она в свою очередь появилась от других более древних инструментов, о которых я тоже расскажу в своё время.
Итак,
Хотя родословная гитары, как утверждают её исследователи, начинается с Востока, а название инструмента выводят от греческого kithara, родиной современной классической гитары, несомненно, следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности. Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, её иконография становятся более точными.

На миниатюрах украшающих рукопись "Кантиги Святой Марии", автором которой считается король Кастилии Альфонс X Мудрый (1230-1284), встречаются изображения гитары. Выделяются два вида инструментов; об их особенностях и применении можно судить по другому источнику - "Книге Благой любви" Хуана Руиса. Это гитара мавританская и гитара латинская.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Среда, 2007 Июл 04, 9:04 AM | Сообщение # 3
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Мавританская гитара (guitarra sarracenica), овальной формы, её нижняя дека выпукла, широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Металлические струны прикреплены к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объёмистую колковую коробку. Играют на ней как при помощи плектра, так и с помощью
пальцев - в XIII веке смычок выходит из употребления.

С этого времени начинают
формироваться два различных приёма звукоизвлечения - с помощью защипывания струны или посредством трения о струну, в дальнейшем, обособляясь, каждый из них превращается в самостоятельный способ игры на инструменте. В практике же виуэлы, напротив, остаётся допустимым использование смешанных приёмов.

Латинская гитара, более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу) имеет плоскую нижнюю деку. Звук из жильных струн извлекается плектром или пальцами (по мнению Э.Шарнассе, преимущественно пальцами). Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в "талии"; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с грифом, снабжённым порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры - использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.

Слева гитара латинская, а справа - мавританская.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

Сообщение отредактировал raven - Среда, 2007 Июл 04, 9:06 AM
 
ravenДата: Среда, 2007 Июл 04, 9:11 AM | Сообщение # 4
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Гитара того времени, несмотря на восторженное описание Элен Шарнассе, была инструментом аккомпанирующим, имеющим первоначально четыре двойных струны (четыре хора). По свидетельству одной из традиционных легенд, в XVI веке Висенте Эспинель добавляет гитаре пятую струну, именно такой инструмент становится известен в Европе как испанская гитара. Но это всё ещё инструмент с аккордовой техникой - на двойных струнах сложно вести мелодию. В Испании этого времени, среди музыкантов профессионалов, фаворитом щипковых инструментов была виуэла.

В литературе, посвященной испанской музыке эпохи Возрождения, виуэлу часто называют предшественницей гитары и даже отождествляют оба эти инструмента. Это неверно. Гитара - инструмент иного, нежели виуэла, происхождения, отличающийся от нее не только внешней формой (большее количество двойных струн, размер) и сферой бытования (виуэла считалась аристократическим, придворным инструментом, гитара же была распространена в народных кругах), но главное - техникой игры: виуэла была сольным мелодическим инструментом, гитара - инструментом исключительно гармоническим и аккомпанирующим, ей была присуща аккордовая техника. Лишь много позже, уже в конце XVII века, когда у виуэлы убрали 7-ю, а к гитаре, напротив, прибавили 6-ю двойную струну, виуэла и гитара стали идентичными инструментами, с уже утвердившимся названием "испанская гитара".

Однако только в XVIII веке, когда у гитары заменили двойные струны одинарными и сделали её не только гармоническим, но и мелодическим инструментом, она приняла тот окончательный вид, который сохранился до наших дней. На протяжении же XVI и XVII веков инструментом испанских композиторов-профессионалов была почти исключительно виуэла.


(guittara antiqua)

В конце XVIII века появляются существенные новшества, которые знаменуют важный этап в постепенном формировании современной конструкции. Прежде всего, трансформируется внешний вид инструмента. Изменения касаются пропорций, акцентируется изгиб корпуса; богатство декора уступает большей строгости в отделке. В Испании мастера музыкальных инструментов обнаруживают полезные акустические свойства веерно расположенных пружин. В отдельных случаях их количество достигает семи.

Несмотря на то, что гитара к этому времени распространилась по всему миру, основные события в её истории произошли в Европе.

Гитара того времени преимущественно была всё ещё инструментом с пятью рядами струн. В связи с тем, что исполнителям сложно было подобрать струны для средних рядов, которые хорошо бы звучали в унисон, некоторые гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке – отказываясь от двойных струн. Употребление одинарных струн значительно обедняло низкий регистр гитары. Теперь вместо семи звуков в аккорде (у гитар с двойными струнами - две басовые настраивались в октаву) извлекались только пять. Возможно, для того чтобы сделать звучание инструмента более полноценным, некоторые мастера вскоре начинают добавлять шестую струну. Поиски мастеров в оптимизации конструкции гитары приводили, порой, к весьма курьёзным результатам - появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары. В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть). Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрёл семиструнную гитару. Обер де Труа в 1789 году сконструировал гитару с двумя грифами и двумя специальными аккордами струн. Венский мастер Штауфер создал восьмиструнную гитару. В лондонском Музее Виктории и Альберта хранится гитара, на которой натянуто 32 струны (мастер дон Рафаэль Вальехо, 1789). Однако ни один из этих инструментов не смог превзойти шестиструнную гитару, поскольку каждый эксперимент порождал больше неудобств, чем преимуществ.


(гитара в форме лиры)


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

Сообщение отредактировал raven - Среда, 2007 Июл 04, 9:14 AM
 
ravenДата: Среда, 2007 Июл 04, 9:17 AM | Сообщение # 5
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Постепенно формировался репертуар гитары. Ближе ко второй половине столетия, именуемого «Веком просвещения», появляются многочисленные новые методики обучения игре на гитаре, школы игры. В первой половине XIX столетия Дионисио Агуадо ввёл в широкую практику использование ногтевого способа звукоизвлечения. Его друг и соотечественник Фернандо Сор расширил технические возможности гитары благодаря широкому применению приема барре и других нововведений.

Огромный вклад в развитие гитары сделал испанский гитарист Франсиско Таррега (1852-1909). Основные положения методики преподавания Тарреги изложены в труде его ученика Эмилио Пухоля – «Рациональный метод игры на гитаре». Главную ступень эволюции строения инструмента знаменует конструкция гитары мастера Антонио Торреса. Он вырабатывает новые нормы конструкции инструмента, и закрепляет некоторые ранее применяемые находки мастеров:

– увеличение объёма инструмента, который делается более широким и глубоким;
– установление мензуры (вибрирующей части струны) – 65 см.;
– трансформация грифа, который становится более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки; гриф продолжается вплоть до резонаторного отверстия;
– возврат к креплению струн с помощью завязывания узелков.
– установление оптимального количества (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения.

Но истинный успех гитара обрела в XX веке благодаря мастерству Андреса Сеговии.


(гитара конструкции Торреса)


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Среда, 2007 Июл 04, 9:23 AM | Сообщение # 6
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
С гитарой разобрались.
А вот как насчёт о рассказанных ранее виуэле и лютне - предках классической гитары?
Начнём с виуэлы:

Vihuela / Виуэла (вихуэла или вигуэла в старой транскрипции) - испанский щипковый инструмент, близкий к гитаре и имевший пять (иногда семь - см. Бермудо) двойных и одну одинарную струну, на которой исполняли мелодию. Отечественные музыковеды советского периода сообщали, что внешне от гитары виуэла отличалась более узким корпусом и выпуклой нижней декой, хотя это не единственная версия - мнения о конструкции исторической виуэлы спорны, о чём будет сказано ниже, к тому же имеются многочисленные описания "барочных" гитар, имеющих подобную нижнюю деку. В XV-XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах. За один только короткий период с 1535 по 1578 гг. в Испании были опубликованы 10 сборников пьес для виуэлы.

Виуэла - инструмент, ведущий происхождение от средневековой смычковой виуэлы (vihuela de arco). Поначалу на виуэле играли посредством плектра (vihuela de рenola), но еще в XV веке, под влиянием лауда, перешли на ручной способ игры, сделав,
таким образом, виуэлу, в точном значении слова, щипковым
инструментом. Такая виуэла называлась "ручной виуэлой" (vihuela de mano), в настоящее время под термином виуэла имеют в виду именно виуэлу де мано. В XVI веке в Испании существовали три основных типа виуэлы, различавшихся размерами и, соответственно, тесситурой: малая (дискант), средняя (наиболее употребительная) и большая (басовая) виуэлы. Среди различных настроек преобладала настройка по квартам, с большой терцией между 3-й и 4-й струнами. Виуэла использовалась как сольный и сопровождающий пение инструмент, она привлекла внимание многих крупных композиторов, создавших её классику, - богатую и своеобразную область испанского музыкального наследия.

Перед современным аутентистом возникает проблема реконструкции подходящего инструмента для исполнения репертуара именно виуэлы, которая усложнена почти полным отсутствием сохранившихся достоверных и неповрежденных исторических инструментов. Известный инструмент (большая виуэла), находящийся в Musée Jacquemart-Andrée, в Париже, пока единственный, что удостоверен в подлинности специальной экспертизой. Первая идентификация этого инструмента как виуэлы была произведена Э.Пухолем – именно он обнаружил её в этом музее. Загадочный, пока, инструмент, обнаруженный в Кито, ещё ожидает надлежащей экспертизы. Он может оказаться южноамериканским инструментом XVIII - XIX веков, представляющим вариацию гитары с шестью хорами (рядами) струн, а не истинной виуэлой.

(виуэла)


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Среда, 2007 Июл 04, 9:26 AM | Сообщение # 7
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
К сожалению, произведения только семи мастеров, записанные линейно-цифровой табулатурой и изданные в Испании в период с 1535 по 1576 год, дошли до нас. Это композиторы Луис де Милан, Луис де Нарваэс, Алонсо Мударра, Энрике де Вальдеррабано, Диего Писадор, Мигель де Фуэнльяна и Эстебан Даса.

И всё же имеются и другие разрозненные сведения о практическом использовании виуэлы - испанский монах-доминиканец Фрай Томас де Санта Мария (род. 1510-1520гг. в Мадриде, ум. в 1570г. в Вальядолидe), бывший органистом в конвенте S.Pablo в Вальядолиде, издал в 1565г. трактат в 2-х частях «Libro llamado arte de tañer fantasia, assi para tecla come para vihuela», где разъясняет игровую технику и композицию музыки для виуэлы. Уроженец Бургоса Luiz Venegas de Henestrosa издал в Алкала де Энарес сборник табулатур «Libro de Cifra Nueva para tecla, harpa y vihuela, en el qual se enseña brevemente contar canto llano y canto de organo y algunos para contrapunto» (1557). Не обходит вниманием виуэлу известный испанский композитор и теоретик музыки Хуан Бермудо.

Известно также, что для виуэлы писал такой крупнейший композитор-органист, как Антонио Кабесон, будучи превосходным органистом и клавиристом, возможно и виуэлистом, Кабесон создавал музыку для множества инструментов. После смерти композитора его сын, Эрнандо Кабесон, собрал и издал пьесы отца под общим названием «Музыкальные произведения для клавишных, арфы и виуэлы». Такие общие сборники фигурируют и у других композиторов. Ещё при жизни Антонио Кабесона его современник – упомянутый выше - Луис Венегас де Энестроза выпустил сборник своих произведений, предназначенных также «для клавишных, арфы и виуэлы». К этой категории изданий можно отнести и трактат Дьего Ортиса. Но, как правило, многие композиторы того времени выделяли в своём творчестве один какой-либо инструмент. Чаще всего виуэлу. Интерес испанских композиторов к этому инструменту, вероятно, связан с его близостью к быту и большими техническими возможностями по сравнению с современной ему гитарой.

XVI век был эпохой расцвета и одновременно постепенного исчезновения искусства игры на виуэле, неуклонно вытесняемой гитарой.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Среда, 2007 Июл 04, 9:30 AM | Сообщение # 8
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Перейдём к лютне.

Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв. Иконография инструмента этого периода подтверждает то, что лютня самый распространённый и излюбленный инструмент во многих западноевропейских странах. На ней играют при королевских, княжеских и герцогских дворах, звучит она и в домашнем быту горожан, и на открытом воздухе. Для неё пишут специальные, новые произведения, но значительно чаще перекладывают и обрабатывают всё, что нравится слушателям: популярные песни и танцы, даже духовную музыку крупнейших мастеров. Среди исполнителей на лютне – бесчисленное количество любителей и множество прославленных виртуозов (они же обычно и композиторы), есть даже портрет английской королевы Елизаветы с лутой. Лютню любят в Италии, Германии, Франции, Англии, Польше, и лишь в Испании конкуренцию ей составляет виуэла, а позднее, кроме Испании, ещё и во Франции - гитара.

Происхождение лютни относят к глубокой древности. Подобные ей инструменты были известны за 2000 лет до н.э. Ими пользовались египтяне, персы, греки, римляне. И всё же из многочисленных разновидностей этих инструментов на формирование лютни, как инструмента определённой конструкции, наибольшее влияние оказал арабский уд. В VIII в., во время нашествия мавров, лютня, или по-испански лауд (от арабского аль-уд), приживается в Испании, вскоре она становится популярной в большинстве европейских стран.

Наиболее типичные признаки конструкции лютни - овальный, выпуклый корпус (в виде продольно разрезанной груши), а также короткая и широкая шейка, резко отогнутая назад. Лютня XVI века имела 5 - 7 парных струн и одну одинарную. Позднее число струн у лютни увеличилось (до 2-х десятков и более). Первоначальные названия струн лютни были очень выразительны: bordon, tenor, mezzana (средняя), sottana (подголосок), canto (пение). Настройка была разнообразной, но чаще всего каждая струна звучала на кварту или квинту выше (или ниже) соседней. В XVI веке наиболее распространённой была шестиструнная лютня со строем A D G H E' A'. Играли на лютне преимущественно пальцами, иногда при помощи плектра. Запись лютневых произведений производилась в основном при помощи табулатур, которые имели ряд вариантов и различались как итальянская, испанская, старонемецкая и старофранцузская. На протяжении XVI века выдвинулись блистательные творческие фигуры композиторов-лютнистов. Крупнейшими из них явились: Франческо Канова да Милано и Винченцо Галилей в Италии, Ханс и Мельхиор Нойзидлеры в Германии, Джон Дауленд в Англии, венгр по происхождению Валентин Грефф Бакфарк, Войцех Длугорай и Якуб Рейс в Польше. Во Франции наиболее крупные композиторы-лютнисты появились уже в XVII веке.

Хотя лютню нередко использовали как сольный инструмент, всё же главным образом она служила для аккомпанемента. Вместе с тем её включали и в состав различных инструментальных ансамблей. В XVI - XVII веках получили распространение басовые разновидности лютни - теорба и китарроне.

(лютня)


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Воскресенье, 2007 Авг 12, 11:05 AM | Сообщение # 9
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Почти как гитара по названию ^_^, но близкий родственник лютни. Мы поговорим о Ситаре cool

Ситар – это индийский струнный инструмент с длинным узким грифом, относящийся к семейству лютневых. Происхождение этого инструмента весьма спорно. Как пишет Бигамрде Чайтанья Дева в своей книге “Индийская музыка”, он был заимствован из Центральной и Западной Азии, где и по сей день из-вестны инструменты, схожие по конструкции и по звучанию. Рави Шанкар и прочие не менее авторитетные музыканты утверждают, что ситар произошел от трехструнной вины и был изобретен известным музыкантом и органологом Амиром Хусро в XIII веке. Первоначальное название этого инструмента (“seh tar”) в буквальном переводе означает “три струны”.
Конструкция ситара
Как и у остальных видов лютневых, основными элементами конструкции ситара являются резонатор (изготовленный из особого вида грушевидной тыквы) и прикрепленный к нему длинный полый гриф, окан-чивающийся головкой с пятью колками. У ситара семь больших колков (пять из которых находятся на го-ловке) и одиннадцать маленьких, расположенных сбоку на грифе по всей его длине. Верхняя дека инструмента, гриф и колки делаются из специально обработанного дерева тун, идеаль-но подходящего для производства ситаров. Место соединения резонатора и грифа украшается ручной инкрустацией, а на верхней деке выреза-ются декоративные листья. У стандартного концертного ситара восемнадцать струн (пять основных, две служат для аккомпане-мента и одиннадцать выполняют бурдонирующую функцию), у более дорогих профессиональных инстру-ментов количество бурдоннных струн может быть увеличено до тринадцати. Интересна схема крепления бурдонных струн к колкам: для каждой из тринадцати струн предусмот-рены специальные отверстия, находящиеся в разных местах грифа. Конец струны просовывается в это от-верстие и закрепляется на деревянном колке, проходящем сквозь гриф. Каждое отверстие окантовано спе-циальным кольцом, предотвращающим порчу грифа натянутой металлической струной. Гриф у ситара плоский, а порожки выгнуты дугой и крепятся к грифу с помощью специальных вере-вочек. Струны на ситаре располагаются в два ряда – сверху над порожками располагаются пять мелодиче-ских и две дополнительных струны, а под порожками проходят одиннадцать бурдонных струн. Ситар сильно отличается от других видов лютневых инструментов не только конструкцией, но так-же и тем, что он имеет три вида струн:
Для исполнения мелодической линии используются две из пяти основных струн, называе-мых ”тараб”.
Вместе с тараб над порожками натянуты две струны под названием “чикари”, которые ис-пользуются для исполнения ритмических пассажей “джхала”, но также могут использо-ваться для аккомпанемента основной мелодии.
Под порожками ситара натянуты одиннадцать бурдонных струн, которые не используются непосредственно для игры, но, резонируя от звука основных струн, создают эффект эха, п одчеркивая основной звук, и придавая звучанию ситара особую выразительность.
Тараб и чикари настраиваются с помощью больших колков, причем колки для тараб находятся на головке грифа, а колки для чикари – уже на самом грифе рядом. Для настройки бурдонных струн используются маленькие колки, находящиеся сбоку на грифе.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Воскресенье, 2007 Авг 12, 11:08 AM | Сообщение # 10
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Типы ситаров

Данная классификация была разработана на основе классификаций Девида Кортни и Рам Автар Вира. Она не претендует на универсальность и объективность, но дает довольно полное представление о различных типах ситаров.
Простой ситар (simple sitar)
Это инструмент, имеющий лишь пять струн - три основных струны и две ритмических. Он предельно прост в конструкции, не имеет никаких украшений, и предназначен для учеников, только что посвятивших себя музыке. Именно на таком ситаре учился играть Рави Шанкар в начале сороковых годов.

Ученический ситар (student sitar)
У этого типа инструмента 7 основных струн, 11 резонаторных, имеется резьба и простая инкрустация. Основные колки не украшены резьбой и имеют гладкую поверхность.

Стандартный ситар (standard sitar)
Такой инструмент также имеет 5 основных, 2 ритмических и 11 резонаторных струн, звучание у него на порядок лучше, чем у ученического. Основные колки украшаются спиралевидным рифлением.

Профессиональный концертный ситар (professional concert sitar).
Это самая высшая модель в иерархии ситаров. У концертного ситара 5 основных, две ритмических и тринадцать бурдонных струн. Такие ситары украшаются сложной резьбой и изысканной инкрустацией. В этой модели обязательно присутствует второй резонатор полусферической формы, который крепится к верхней части грифа. Основные колки выполнены в виде бутонов лотоса. Звучание этого инструмента является самым ярким и насыщенным, за счет наличия дополнительного резонатора из общей акустической картины особым образом выделяются низкие частоты, что оказывает на слушателя незабываемое впечатление.



Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
Форум » ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО » Музыка » Песни души (История создания инструментов)
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz