Суббота, 2024 Апр 20, 12:18 PM
На главную Форум Регистрация Вход
Добро пожаловать, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: malva  
Форум » ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО » Музыка » Музыкальные термины (то что может пригодится, когда общаешься)
Музыкальные термины
ravenДата: Суббота, 2007 Окт 06, 3:19 PM | Сообщение # 1
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Думаю это ещё один вклад в полезные темы. Всй равно что особый язык. без которого другие музыканты вас не поймут cool

Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Суббота, 2007 Окт 06, 3:21 PM | Сообщение # 2
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
А

Агогика- небольшое отклонение ( замедление, ускорение) от темпа, указанного в нотах. Допускаются в процессе исполнения музыкальных произведений в целях усиления художественной выразительности.

Аккомпанемент - инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов.

Аккорд - созвучие, состоящее не менее,чем из трех звуков, если при этом соблюдаются правила гармонии, аккорд называется консонансом или гармоническим. При не выполнении этих условий аккорд называется диссонансом.

Акустика- термин, обозначающий изучение восприятия звуков. Законы акустики учитываются при строительстве помещений, предназначенных для прослушивания человеческого голоса или музыки.

Алеаторика - техника музыкальной композиции, предполагающая отсутствие фиксированного музыкального текста. Способ построения композиции при этом определяется методом случайности, что приводит к абстрактным сочетаниям звуковых структур, не связанных каким-либо содержательным замыслом.

Аллеманда - немецкий крестьянский танец, исполнявшийся в умеренном темпе, серьезно и степенно. В XVIII веке, в танцевальных сюитах Баха и Генделя, Аллеманда, как правило, составляла первую часть цикла, написанную в двухчастной форме.

Акцент - силовое выделение отдельного звука.

Альт - низкий женский голос( в хоре).

Альтовый ключ - Один из видов ключей до. Помещается на третьей линии нотоносца и обозначает, что на этой линии находится нота до первой октавы. В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта.

Ансамбль - совместная игра или пение ( например, дуэт, трио, квартет и т.д.). Оркестр также является одним из видов ансамбля.

Антем - английское хоровое произведение религиозного или нравственного содержания. Испонлялось на английском языке преимущественно в церкви. Является эквивалентом католическому антифону.

Антифон - латинский термин, происходит от греч. слова, буквально означающего "голос, звучащий в ответ". В I в. до н.э. слово "антифон" использовалось на Востоке для обозначения поочередного пения двух хоров, при этом, в одном хоре пели женщины, а в другом - мужчины. В IV веке слово "антифон" вошло в употребление на Западе и стало означать мелодию, сопровождающую пение псалмов.

Аппликатура - наиболее удобный выбор пальцев при игре на музыкальных инструментах. Обозначается цифрой над или под нотой.

Ариозо - небольшая ария свободного построения с мелодией напевно-декламационного характера, часто располагается между речитативом и арией: от первого в ариозо сохраняется свобода формы, не связанной с равномерностью строф, от второй - напевной характер.

Ария - музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра,являющееся частью оперы, оратории или кантаты. Термин впервые появляется в конце XIV в. для обозначения стиля пения. С течением времени форма арии в опере и оратории претерпивала различные изменения. Так, в XVIII в. преобладала ария da capo в трех частях, последняя из которых являлась полным повторением первой с включением в нее мелодических украшений.

Арпеджио - исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно одного за другим.

Атональность - отсутствие ладовых свойств музыки; техника музыкальной композиции, основанной на отказе от тональности, лада и функциональных связей звуков и созвучий.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Суббота, 2007 Окт 06, 3:23 PM | Сообщение # 3
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Б

Балет - один из основных видов сценического искусства, передающий смысловое содержание произведения последством музыкально-хореографических образов. Появился при королевском дворе во Франции в XVI в. и носил характер придворного зрелища. До XVIII в. представлял собой танцевальный эпизод в опере, передающий определенное настроение и имеющий незначительный по содержанию сюжет аллегорического характера. Во второй половине XVIII в. происходит драматизация балета, повлекшая за собой эмоциональную выразительность музыкальных образов. Вершинами развития хореографического искусства стали балеты, созданные на основе либретто и имеющие драматургическую основы - "Жизель" Адана, "Коппелия" Делиба, "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" П. И. Чайковского.

Банд ( бэнд) - название инструментального ансамбля, состоящего из медных духовых и ударных инструментов.

Баритон - 1. Средний мужской голос. Для баритона написаны, например, партии Руслана в опере "Руслан и Людмила" М.Глинки, Онегина в опере "Евгений онегин" П. Чайковского. 2. Медный духовой инструмент, входящий в состав оркестра.

Бас - 1. Нижний мужской голос. Для баса написаны, например, партии Сусанина в опере "Жизнь за царя" М.Глинки, Пимена в опере "Борис Годунов" М.Мусоргского. 2. Низкий голос в многоголосном музыкальном произведении.

Басовый ключ - знак, который обозначает, что нота фа малой октавы находится на четвертой линии нотоносца.

Бекар - знак, отменяющий действие диеза или бемоля.

Бемоль - знак, понижающий звук на пол тона.

Бытовая музыка - музыка, отличающаяся отсутствием чрезмерных технических сложностей, что позволяет музыкантам-любителям исполнять ее без труда. Одним из композиторов, способствовавших развитию этого направления в XX в., был Пауль Хиндемит.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Суббота, 2007 Окт 06, 3:25 PM | Сообщение # 4
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
В

Вальс - бальный танец, основанный на плавном поступательном движении парами. Название танца происходит от немецкого слова "walzen", что означает "кружиться". Музыкальный размер 3/4. Темп обычно бычтрый или умеренно быстрый. Появился во 2-й половине XVIII в. в городском быту, постепенно развившись из австрийских народных танцев, в частности лендлера. В XIX в. распространился по всей Европе. Особую популярность приобрел т.н. венский вальс, созданный Ланнером и развитый отцом и сыновьями Штраусами. Вальс получил также распространение в музыкальном театре и приобрел самостоятельное значение в виде фортепианной или оркестровой пьес, а также как основа романса, арии. Несмотря на то что с течением времени музыкальные вкусы неоднократно менялись, вальс продолжает сохранять популярность уже почти на протяжении трех столетий.

Вариации - инструментальное произведение, в основе которого лежит тема песенного, танцевальонго характера. Далее следует ряд повторений темы с различными изменениями и усложнениями.

Вводные звуки - звуки, окружающие тонику лада (VII и II ступени).

Вводные септаккорды - Септаккорды, построенные на VII ступени лада ( вводном тоне). В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают малые ( если септима малая) и уменьшенные (если септима уменьшенная).

Вводный тон - Один из звуков соседних с тоникой лада; верхний вводный тон - II ступень, нижний вводный тон - VII ступень.

Веризм - направление в итальянской музыке конца XIX в. Для творчества композиторов-веристов характерно стремление изображать жизнь без прикрас, обращение к судьбам простых людей. Их произведения очень эмоциональны, острый драматизм сочетается с яркой мелодичностью. Наиболее яркими представителями веризма являются Пьетро Масканьи ( опера "Сельская честь") и Руджеро Леонкавалло ( опера "Паяцы"). Родственные веризму течения существовали и в других европейских странах ( во Франции образом веризма является опера Г. Шарпанье "Луиза", а в Чехии - опера Л. Яначека "Енуфа").

Вечерня - одно из песнопений, исполняемых во время христианской вечерней службы. В состав католической вечерни входит Магнификат - песнопение, имеющее в Европе давние традиции.

Вибрато - прием исполнения на игре струнных, особенно на смычковых, инструментах и в пении. Заключается в колебании пальца левой руки на струне или в особом колебании связок голосового аппарата, что периодически изменяет в небольших пределах высоту звуков. Вибрато предает звукам особую окраску, повышает их динамичность и эмоциональную выразительность.

Вильянсико - тип религиозных песнопений, сложившийся в Испании в конце XV в. и существовавший до XVIII в. Представляет собой вокальное сочинение для одного, иногда двух и более голосов, исполнявшееся обычно в сопровождении виуэлы. Для вильянсико характерно сочетание повествовательности с лиризмом, разнообразие тематики, свобода построения. Исполнялась во время праздников, например, Рождества и Праздника тела Христова.

Виртуозность - 1. Мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения, позволяющее исполнителю легко, с блеском преодолевать технические трудности. 2. Период в овладении музыкальной специальностью, когда ученик, освоивший игру на каком-либо музыкальном инструментеЮ может искусно и без видимых усилий исполнять произведения, изобилующие техническими трудностями.

Водевиль - заключительная песенка в пьесе-водевиле, комической опере или комедии, с которой все участники спектакля поочередно или вместе обращаются к публике, как это происходит, к примеру в финале "Севильского цирюльника" Дж. Россини. В XIX в. это название получила также разновидность легкой комедии сатирического, позднее развлекательного характера. -

Вокализ - термин французского происхождения, обозначающий "вокализация". Упражнение или этюд для голоса без текста, исполняется на гласную и предназначается для развития выразительности голоса и виртуозной техники певца.

Вокальная музыка - музыка для пения. К вокальной музыке относятся песни, романсы, арии, хоровые произведения. В опере вокальная музыка занимает ведущее место.

Вольта - знак, указывающий на повторение части музыккального произведения с другим окончанием.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Суббота, 2007 Окт 06, 3:26 PM | Сообщение # 5
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Г

Гамма - звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники и до ее октавного повторения.

Гармонический интервал - интервал, звуки которого взяты одновременно.

Гармонический мажор - мажор с пониженной VI ступенью.

Гармонический минор - минор, с повышенной VII ступенью.

Гармония - 1. Одно из выразительных средств музыки. Последования аккордов или голосов, которые сопровождают основнкю мелодию музыкального произведения. 2. Наука об аккордах и их связях.

Главные ступени лада - первая ступень ( тоника), пятая ступень ( доминанта) и четвертая ступень ( субдоминанта).

Главные трезвучия - трезвучия, построенные на главных ступенях лада: тоническое трезвучие - на I ступени, доминантовое трезвучие - на V ступени и субдоминантовое трезвучие - на IV ступени.

Группетто ( мелизм) - мелодическая фактура из четырех нот. Исполняется - верхний вспомогательный ( находящийся на секунду выше основного звука), основной звук, нижний вспомагательный ( находящийся на секунду ниже основного звука) и снова основной звук.

Группировка длительностей звуков в тактах - распределение нот в группы в зависимости от размера такта.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Суббота, 2007 Окт 06, 3:29 PM | Сообщение # 6
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Д

Децима - интервал, который содержит десять ступеней ( терция через октаву). Децима называется большой, если она состоит из восьми тонов. Децима называется малой, если она состоит из семи с половиной тонов. Большая децима обозначается б.10, малая м.10.

Диапазон - звуковой объем данного голоса или музыкального инструмента; определяется интервалом между самым низким и самым высоким звукоми данного голоса или инструмента.

Диатоническая гамма - Гамма, в которой ни одна ступень не повторяется в измененном посредством альтерации виде.

Диатонические интервалы - интервалы, которые возможны между основными ступенями диатонических дадов ( чистые, большие, малые и тритоны).

Диатонические лады - лады без употребления альтерации, т.е. без хроматического повышения или понижения ступеней ( натуральный мажор, натуральный минор), а также лады, встречающиеся в народной музыке: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, пятиступенчатые лады.

Диатонический полутон - полутон, образуемый смежными звуками различных названий ми-фа, до-ре-бемоль.

Диатонический тон - тон, образуемые смежными звуками различных названий, нпример до-ре, фа-соль..

Диез - знак, повышающий звук на пол тона.

Динамические оттенки ( нюансы) - изменения громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения.

Дирижер - руководитель оркестра, хора. Свои художественные намерения, указания темпа, оттенков исполнения дидижер передает движениями рук.

Диссонирующие интервалы - интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом.

Доминанта - пятая ступень лада.

Доминантовое трезвучие - трезвучие, построенное на V ступени лада.

Доминантсептаккорд - септаккорд, построенный на V ступени лада, состоит из мажорного трезвучия и малой септимы.

Дорийский лад - особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального минора VI повышенной ступенью, которая называется дорийской секстой.

Дубль-бемоль ( двойной бемоль) - знак, понижающий звук на тон.

Дубль-диез ( двойной диез) - знак, повышающий звук на тон.

Дуэт - 1. Ансамбль из двух исполнителей. 2. Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения двумя певцами или инструментами.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Суббота, 2007 Окт 06, 3:30 PM | Сообщение # 7
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
З

Затакт - неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение.

Звук - результат колебаний упругого тела ( например, струны). Звуки делятся на музыкальные и шумовые.

Звукоряд - ряд звуков, расположенных по высоте. Встречаются звукоряды: отдельных ладов, инструментов, каких либо музыкальных произведений или их отрывков.

Знаки альтерации - знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на пол тона или тон. Знаков альтерации пять: дубль-бемоль, бемоль, бекар, диез, дубль-диез.

Знаки сокращения нотного письма - знаки, посредствам которых нотное письмо упрощается. Чаще всего встречаются: знак репризы, тремоло, мелизматические знаки и др.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Суббота, 2007 Окт 06, 3:30 PM | Сообщение # 8
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
И

Имитация - подражание; проведение мелодической темы или отдельного отрезка мелодии последовательно в двух или более голосах.

Инструметальная музыка - музыка для исполнения на музыкальных инструментах.

Интервал - сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно. Нижний звук называется его основанием, верхний звук - его вершиной.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Суббота, 2007 Окт 06, 3:33 PM | Сообщение # 9
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
К

Каденция - заключение музыкальной мысли.

Каденция полная совершенная - окончание построения на тонической приме в мелодии.

Каденция полная несовершенная - окончание построения на тонической терции или квинте в мелодии.

Кадеция половинная - остановка в середине построения в неустойчивом звуке лада, чаще всего на одном из звуков доминантового трезвучия.

Канон - вид полифонической музыки, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один после другого.

Кантата - музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра, исполняемое на концертах. Состоит из хоровых номеров, арий, ансамблей.

Качественная ( или тоновая) величина интервалов - количество заключенных в интервале тонов и полутонов.

Кварта - интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой, если она состоит из двух с половиной тонов. Чистая кварта обозначается ч.4.

Квартдецима - интервал, который содержит четырнадцать ступеней ( септима через октаву). Обозначается 14.

Квартет - 1. Ансамбль из четырех певцов или исполнителей на музыкальных инструментах. 2. Музыкальное произведение для данного ансамбля.

Квартсекстаккорд - второе обращение трезвучия с квинтовым тоном внизу, обозначается 6 4.

Квинта - интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой, если она состоит из трех с половиной тонов. Чистая квинта обозначается ч.5.

Квинтдецима - интервал, который содержит пятнадцать ступеней ( октава через октаву). Квинтдецима обозначается 15.

Квинтовый круг - система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам.

Квинтоль - ритмическая фигура из пяти нот, вместо обычной группы из четырех нот. Обозначается цифрой 5 над или под нотами.

Квинтсекстаккорд - первое обращение септаккорда с терцовым тоном внизу, обозначается 6 5.

Клавир - Переложение оперной или симфонической партитуры для исполнения на фортепиано ( или для пения с фортепиано).

Ключ - знак, определяющий место записи какого-либо звука на нотоносцеи в зависимости от него всех остальных звуков.

Ключевые знаки - знаки альтерации, выставляемые рядом с ключом.

Кода - заключительная часть музыкального произведения ( завершающая его в целом).

Количественная ( или ступенчатая) величина интервалов - количество охватываемых интервалом ступеней. В зависимости от количественной величины интервал получает свое названеие. Например, интервал, содержащий три ступени, - терция.

Консонирующие интервалы - интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.

Консонансы совершенные - консонансы, в которых имеет местополное или значительное влияние звуков: чистая прима ( унисон), чистая октава, чистая квинта и, отчасти, чистая кварта.

Консонансы несовершенные - консонансы, в которых имеет место незначительное слияние звуков: большая и малая терция, большая и малая секста.

Концерт - крупное музыкальное произведения для какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра.


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
ravenДата: Суббота, 2007 Окт 06, 3:34 PM | Сообщение # 10
Мастер
Группа: Проверенные
Сообщений: 1033
Репутация: 11
Статус: Offline
Л

Лад - организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой.

Ладовое разрешение интервалов - переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.

Лидийский лад - особый лад, встречаюшийся в народной музыке, отличается от натурального мажора IV повышенной ступенью ступенью, которая называется лидийской квартой..


Glaubt nicht alles, was euch die Medien erzählen wollen.

http://blogs.mail.ru/mail/nordraven/ мой блог
http://vkontakte.ru/id16834849 ВКонтакте

 
Форум » ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО » Музыка » Музыкальные термины (то что может пригодится, когда общаешься)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz