Четверг, 2024 Мар 28, 9:17 PM
На главную Форум Регистрация Вход
Добро пожаловать, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Маруся  
Форум » ОБЩЕНИЕ » Наша география » Одесса-жемчужина у моря. ((Город в котором я живу.))
Одесса-жемчужина у моря.
morelaДата: Пятница, 2007 Июл 20, 2:53 PM | Сообщение # 11
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Железнодорожный вокзал


Мечта графа Воронцова - построить в Одессе железную дорогу - не осуществилась. И только в 1863 году в Петербурге решили провести из Одессы в Балту железную дорогу на государственные средства. Для управления работами прислали барона Унгерн-Штернберга, поручив общее руководство губернатору края - генерал-адъютанту П. Е. Коцебу.

4 мая 1863 года произошла торжественная закладка Одесско-Парканской железной дороги, затем началось сооружение линии от Раздельной до Балты. В декабре 1864 года последовало высочайшее повеление: Одесско-Балтскую дорогу продолжить через Кременчуг до Харькова.

В 1867 году открыли линию, проложенную через Пересыпь к соляному промыслу Новосельского, а в 1872 году, по предложению директора РОПиТа адмирала А. М. Чихарева, проведена от нее ветвь к городским купальням на Куяльницком лимане.

Железнодорожного вокзала в то время еще не было, и пассажиров из города доставляли до станции Товарная специальным поездом, похожим на паровой трамвай. Лишь летом 1880 года Общество юго-западных железных дорог возвело железнодорожный вокзал (архитектор А.О. Бернардацци, проект петербургского зодчего В.А. Шретера).

Вслед за сооружением Одесско-Балтской железной дороги появились проекты конных и паровых линий. Затем появилась железная дорога от Одессы до Овидиополя, что сблизило город с областью.

Старый вокзал был «низкорослый» . Он был построен в 1884 году по проекту В.А. Шретера. Cтроил его Бернардацци, который c 1856 - 1858 гг. исполнял обязанности городского архитектора и работал архитектором при Новороссийском университете. Создан он был в неоклассическом стиле, по «тупиковой» схеме расположения объема в конце перронов. От Пушкинской были входы для пассажиров I и II классов, а III-й класс имел вход со стороны Сенной площади. Теперь этих классов не стало, но для I и II-го есть СВ и купейные вагоны, а для III-го существуют общие. На площадь выходили три арки главного фасада в обрамлении колонн дорического ордера. Остался навсегда неосуществленным остекленный (хрустальный) дебаркадер над перронами и отдельный павильон для царской семьи. Нынешнее здание 1952 года повторяет в целом старый вокзал, разрушенный войной.

Новый, ныне действующий железнодорожный вокзал сооружен в 1952 году по проекту А.М. Чуприна взамен разрушенного в последние дни фашистской оккупации Одессы в 1944 году.

 
morelaДата: Пятница, 2007 Июл 20, 2:56 PM | Сообщение # 12
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Одесский фуникулер

В прошлом веке возник вопрос о создании бульвара над морем, на месте бывшего пустыря, где когда-то охотились за дичью, а находящиеся рядом остатки турецкой крепости, казармы и госпиталь были снесены. Автором проекта называли инженера-полковника Потье, но есть и другие материалы, в которых говорится о том, что проектирование бульвара принадлежит архитектору Шала.

Чертежи Шала экспонировались в довоенные годы в отделе "Старая Одесса" Одесского Художественного музея (ныне Музей западного и восточного искусства).

Важную роль в осуществлении проекта бульвара сыграл военный инженер Бугайской и др. Строительство бульвара началось в 1822 году. За три года спланировали, утрамбовали площадки, проложили тротуары и аллеи. Высадили более четырехсот деревьев. Бульвар прямоугольной формы в пятьсот погонных метров одной стороной открыт к морю, другой - обрамлен Бульварной улицей.

Молодой бульвар застраивался в 30-х годах XIX века, в центре его построили два полуциркулярных здания, которые образовали небольшую площадь. По торцам бульвара построили дворец Воронцова с его классической крутой колоннадой в 20 колонн и здание купеческой биржи.

В 1828 году возвели памятник Ришелье, в 1830 - построили Мраморный дворец, в 1841 - грандиозную лестницу к морю. На образовавшейся вдоль бульвара улице места раздавали бесплатно, но с требованием: в течение пяти лет застроить "приличными домами".

Так сложился замечательный архитектурный ансамбль Приморского бульвара. В конце XIX века возникла необходимость создания еще одного новшества: "устройства рельсового подъемного пути с пристани на бульвар".

Эта идея начала осуществляться в 1895 году молодым инженером Н. К. Пятницким, подавшим в городскую управу прошение о предоставлении ему сооружения и эксплуатации механического подъемного пути с Приморской улицы на бульвар".

С 1900 по 1902 год спланировали склон под трассу и проложили рельсовый путь длиной около 100 метров с разъездом посередине и переходным мостиком над ним. Построили деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с кассой, конторой, перроном и небольшую электростанцию на Приморской улице. Собрали и закрепили на тросах два вагончика (по 35 мест каждый), доставленных из Парижа. Вагончики двигались друг другу навстречу по рельсам на тросах. Все работы выполнялись под руководством инженера В. Я. Раковского. Открытие фуникулера в торжественной обстановке произошло в июне 1902 года. В 1919 г. он был законсервирован. Пустили его в сентябре 1926 года после ликвидации последствий войны. Другая остановка фуникулера была связана с началом Великой Отечественной войны. Восстановили его в 1948 году, и он честно служил одесситам еще более двух десятков лет. В 1970 году на его месте построили новое сооружение - эскалатор.

 
morelaДата: Пятница, 2007 Июл 20, 2:57 PM | Сообщение # 13
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Староконный рынок или старый конный

Сразу же - несколько ремарок. Во-первых, Староконный рынок, несмотря на свое патриархальное имя, вовсе не старейший в городе скотопригонный базар. Во-вторых, легенда о его героическом прошлом, прямо скажем, несколько раздута. Наши местечковые историки-дилетанты в своем припадочном славословии дошли до того, что Привоз, дескать, младший брат Старого Конного. На самом же деле, торговля на Привозной площади (как составной части Вольного рынка, то есть Старого базара, и одновременно отдельного "колёсного рынка", функционировавшего по своим особым правилам) осуществлялась чуть ли не со дня рождения Одессы, а Старый Конный устраивался лишь в 1832-1833 годах.

Торговля скотом в юной Одессе велась преимущественно на пустырях, примыкающих к Херсонской (Новобазарной) площади со стороны одноименного тракта. Вереницы волов, лошадей, коров, а, кроме того, экзотических мулов, ослов и верблюдов (даже в третьей четверти позапрошлого столетия в окрестностях города имелись целые "парки двугорбых") тянулись от Пересыпи к Херсонской заставе, откуда поднимались в город по крутым спускам до пересечения будущих улиц Конной и Елисаветинской, где тогда стоял приметный дом генерал-майора Егора Селихова, и поворачивали направо, к Новому базару.

Народное название помянутой улицы - улица Селихова - в 1820-х годах сменилось народным же названием "Конная улица". Это и была первая "лошадиная фамилия" в городской топонимии. И если и в самом деле ратовать за историческую справедливость, то именно Конную улицу следовало бы номинировать Староконной.

Стремительный рост города вёл ко всё более отчетливой специализации рынков. Так, Греческий базар на Александровской (Северной) площади становится средоточием зеленной, москательной и так называемой колониальной торговли - как расположенный в элитарном центре. Поставка морепродуктов - почти что монополия Старого базара. Уже в первое десятилетие XIX века оформляется отдельный сенной рынок. А в воронцовские времена назревает проблема устройства самостоятельного скотопригонного рынка. Что связано с целым рядом обстоятельств.

Прежде всего, скот пригонялся в город не только через Херсонскую, но, с нарастающим итогом, и через Тираспольскую таможню, то есть через Молдаванку. Здесь хватало пустопорожних участков, вполне пригодных для масштабной торговли, имелись водопои. А между тем Новобазарная площадь активно застраивалась, в том числе домами состоятельных горожан, и торговля коровами и быками, а равно козами и овцами становилась не только стесненной, но и не к месту.

В 1832 году было принято решение об организации так называемого СКОТСКОГО БАЗАРА - на Молдаванке, за Петропавловским храмом, на земле, принадлежащей городу. Решение это было реализовано летом следующего, 1833, года. Если вести отсчет от этой даты, то и выходит, что нынешнему Староконному (в девичестве - Скотскому базару) - около 170 лет.

Скотопригонные рынки оформлялись довольно просто. Территория их нивелировалась, кое-где подсыпалась щебенка, а затем на выровненной поверхности устанавливались деревянные изгороди в соответствии с "сортаментом скота". Высота вольеров для верблюдов была, разумеется, выше, чем для овец или ослов. Каждый загон предназначался для отдельной популяции и снабжался пояснительными надписями, чтобы никто, не дай Бог, не перепутал козу и корову. Каждое проданное животное обилечивалось, то есть как бы легализовывался сам факт купли-продажи. В качестве "кондуктора" выступал государственный чиновник, что затрудняло сбыт краденого скота "угонщиками" и конокрадами. Приезжие продавцы и покупщики останавливались на ближайших постоялых дворах, каких много было вблизи Водяной балки. А свои рыдваны и фуры могли также оставлять в особом "гараже" при Скотском базаре, где, кстати говоря, можно было купить, продать, обменять подобные же транспортные средства.

Однако биография этого базара, я бы так сказал, была написана наперед. Как целостный организм, он не мог висеть в воздухе, а должен был уцепиться за землю, уйти в нее разрастающимися корнями. Постоянные скопления сотен людей, совершающих коммерческие сделки, "торг обильный", предопределяли характер эволюции прилегающих улиц, переулков, пустырей. День-деньской на открытом воздухе кому хочешь поднимет аппетит, а удачная покупка или продажа его утроит. В Одессе доставало и других соблазнов. Короче говоря, рынок скотский поневоле дополнился рынком съестных припасов, фуража, начали решительно застраиваться близлежащие земельные участки. Получилось точно так, как на Новом базаре, когда значительная его часть оказалось отторженной и застроенной целым кварталом жилых домов. Вот откуда явились у нас две параллельные Княжеские улицы, хищно отхваченные у базарной площади.

А потому независимость Скотского базара продержалась недолго. На рубеже 1840-1850-х специализированный скотопригонный рынок перемещается на Новую Конную площадь, изначально ограниченную улицами Степовой, Болгарской, Мельничной и Малороссийской. После чего, ближе к середине 1850-х, за прежним скотским базаром закрепляется название Староконный. Так что если говорить о возрасте названия, то ему примерно 145 лет.

А что же стало с осиротевшим как бы Староконным? Да ничего особенного, и он так и влачил бы жалкое существование незначительного окраинного базарчика. Если бы не одно счастливое обстоятельство. А дело в том, что основание Скотского базара хронологически совпало с периодом устройства и расцвета регулярных конских ристаний, так называемых Новороссийских скачек. Фактически такие состязания проводились в Одессе еще при Ланжероне, однако официальное, Высочайше утвержденное, оформление получили при Воронцове. В связи с этим во всем крае резко возрос интерес к коннозаводству, покупке-продаже породистых лошадей, и, воленс-ноленс, Скотский базар посещали аристократы и их питомцы голубых кровей.

Реализация, скажем так, спортивных лошадей сопровождалась спросом и предложением охотничьих и комнатных собак, разнообразной амуниции и т. п. Так к Староконному ПРИСОБАЧИЛОСЬ другое, не менее известное, имя, - Охотницкий, или Охотницкая (вероятно, имелась в виду площадь). Даже в 1960-е годы говорили: "Я был на Охотницкой", "Пойду на Охотницкую", "Купил на Охотницкой" и т. п. Рыбалка поначалу не входила в джентльменский набор и была уделом простонародья, пока ни поднялась на аристократический Олимп с развитием яхтенного спорта. Спортивное же голубеводство, напротив, скорее спустилось с неба на землю, и теперь даже трудно поверить в то, что представители нобилитета устраивали голубятни и вели воздушную переписку. Хотя, собственно, "трудное дело птицелова" (см. Багрицкого) получило распространение в Одессе еще во время оно. Когда сам Пушкин, во исполнение родных обычаев, покупал здесь пернатых: "На волю птичку выпускаю / При светлом празднике весны". А, представьте, что это произошло бы десятью годами позднее - тогда бы Староконный числился мемориальным пушкинским местом!

Так причудливо, как умеет только она, распорядилась реальная жизнь судьбою Старого Конного. И судьба эта в общем счастливая. Впрочем, говорю я, имеется сколько-то ВЕРСИЙ этой реально прожитой жизни, выдающих желаемое за действительное. Но это уже из области литературной истории. Которая, как принято говорить, тоже имеет место быть.

 
morelaДата: Пятница, 2007 Июл 20, 2:58 PM | Сообщение # 14
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Курорт Куяльник — один из старейших грязевых курортов нашей страны, расположенный в 13 км от центра Одессы у подножья Жеваховой горы на правом берегу Куяльницкого лимана. По мнению некоторых исследователей, название курорта связано с высокой концентрацией соли в воде лимана (от тюркского «куянлык» густой). Не случайно в литературе славянских народов нынешние одесские лиманы назывались «Солёными озёрами».

В лимане добывали не только соль. В книге «Описание Украины» Боплана указывается, что Куяльницкий лиман («Jezero Kujalik») изобиловал рыбой, здесь водились карпы и щуки «неимоверной величины». Для их ловли приходили «целые караваны из мест, отстоявших на 50 миль и более».

Русский лингвист А.И.Соболевский в своём труде «Лингвистические и археологические исследования» считает, что так у древних славян назывались «лодочный причал, пристань». В прошлом Куяльницкий лиман, как и Хаджибейский, был заливом Чёрного моря. Предполагают, что на прилегающей к Куяльнику Жеваховой горе было древнее поселение, а на берегу лимана находилась одна из пристаней оживленного торгового пути Киева по рекам Рось – Южный Буг – Кодыма – Куяльник к берегам Болгарии и Греции. Этот путь имел то преимущество, что груженные товарами лодки шли к Чёрному морю, минуя днепровские пороги.

Ещё и поныне на берегах лимана находят многочисленные осколки различной посуды периода VI – II веков до н.э. Это следы древнего складского пункта. А на территории посёлка Куяльник уже в советское время обнаружены остатки городища, основание которого относят к началу I тысячелетия до нашей эры.

Куяльницкий лиман отделился от моря значительно позже, чем Хаджибейский, Об этом можно судить хотя бы по тому, что Пересыпь у Куяльника в три раза уже, чем у Хаджибея. Боплан по этому поводу писал: «… озеро Куяльник лежит у моря не дальше как на две тысячи шагов».

Когда-то на месте Хаджибейского и Куяльницкого лиманов были устья рек – Малый и Большой Куяльник. «Захватив» эти устья, Чёрное море превратило их в свои заливы. Затем отложения речного и морского песка сформировали Пересыпь, а заливы стали лиманами.

Кстати, слово «лиман» означает по-гречески «гавань», «порт». Несмотря на обилие в греческом языке названий, определяющих морской залив, якорную стоянку, затон, заводь, древние греки для определения стоянок в устье рек имели специальное слово – «лиман».

Солёные воды лимана, «оторвавшись» от моря, уплотнялись в рапу – насыщенный соляный раствор. Своеобразие одесской группы лиманов ещё и в том, что на дне залегли слои иловой грязи. Она содержит множество различных минеральных частиц и органических вещества.

Сложные химические процессы и «работа» различных бактерий придал иловой грязи бесценные лечебные свойства. Словно в гигантской лаборатории, вернее, подводном химико-фармацевтическом заводе, непрерывно производиться эта грязь на дне лиманов. Особенно велики её запасы в Куяльнике. А по качеству, лечебным свойствам она стала своего рода мировым эталоном. Куяльник один из старейших грязевых курортов Украины. Сульфидно-иловые Куяльницкие грязи по своим лечебным свойствам признаны эталонными. Они способствуют уменьшению воспалительных процессов, укрепляют иммунитет и восстанавливают функции поврежденных органов и систем организма. Рапа лимана также имеет лечебные свойства, а минеральная вода "Куяльник" помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Первые добытчики соли и чумаки, развозившие добытую соль Куяльницкого лимана по России еще в прошлые столетия невольно испытали на себе целебное воздействие рапы и грязи, и пошли гулять по свету слухи и легенды о чудесных исцелениях. Это стало привлекать на берега Куяльницкого лимана больных людей, надеющихся облегчить свои страдания. Вслед за страждущими сюда потянулись любознательные врачи; самые решительные из них, как это было не раз среди русской медицины проверяли действие рапы и грязи на себе, а затем пробовали лечить своих пациентов.

В 1833 году в Одессу прибыл молодой, эрудированный, энергичный доктор медицины Эраст Степанович Андреевский. Узнав о целительной силе ила и вод Куяльницкого лимана, он сумел убедить городское правление в необходимости создания здесь лечебного заведения. У отставного генерал-майора князя И. С. Жевахова, владельца земли между двумя лиманами - Хаджибейским и Куяльницким, впоследствии названной "Жеваховой горой", город выкупил участок под постройку лечебницы, где архитектор Кошелев в июне 1833 года приступил к производству работ. А уже спустя два месяца были построены "парник" - для принятия грязевых процедур и "холодная купальня", где удобно было подвергаться воздействию рапы.

Так, благодаря инициативе Э. С. Андреевского, была открыта первая страница знаменитого курорта. Постепенно курорт отстраивался. С 1841 года на склонах Жеваховой горы вдоль берега лимана по распоряжению М. С. Воронцова безвозмездно выделяются участки земли для строительства дачных домиков. В короткий срок вырастает посёлок, в котором в летнее время могло остановиться до тысячи приезжих больных.

В 1851 году Андреевский переехал на Кавказ. Одесса высоко оценила заслуги русского прогрессивного врача и соорудила ему на курорте памятник (авторы – архитектор И.Толвинский, скульптор Б.Эдуардс). Одна из пересыпских улиц названа именем Андреевского.

Долгие годы Куяльницкий курорт влачил жалкое существование. О том, как интересовались им городские власти, можно судить по следующему факту. Известный одесский делец Н.А.Новосельский взял в аренду Куяльник на 25 лет «с разными льготами» и превратил лиман в солепромысел, добывая ежегодно 3-4 миллиона пудов соли. Дума, утвердившая права Новосельского на лимане, передала ему и часть зданий курорта для хранения продукции.

В 1866 году Новосельский продал не принадлежащий ему солепромысел Министерству финансов, а оно разбило Куяльник на семь участков и сдало их в аренду разным лицам. Затем добычу соли здесь организовало специальное акционерное общество.

Только в конце ХIX века более дешевая крымская озерная и донецкая каменная соль начала вытеснять с рынка одесскую, и это спасло курорт.

Память о «соляной эпопее» сохранилось поныне в названии семи переулков, так и именующихся – Соляные.

Новую страницу в историю курорта "Куяльник" вписал назначенный заведовать лечебницей в 1868 году доктор А. Бертензон. Тогда были построены новая лечебница на 15 кабин, семь домиков с 80 меблированными комнатами, ресторан, высажен парк и, благодаря его настойчивым просьбам, к лечебнице в 1873 году была подведена железная дорога, соединившая лиман с морским портом и железнодорожным вокзалом.

В 1890 году, в связи с возросшей популярностью и посещаемостью курорта, было начато строительство новой водогрязелечебницы по проекту академика архитектуры Н. К. Толвинского. 8 мая 1892 года новая , одна из красивейших в России, самая высокомеханизированная и обладающая наибольшей пропускной способностью лечебница приняла первых больных.

Вплоть до революции курортом, конечно, в нынешнем понимании этого слова, Куяльник можно было назвать лишь условно, даже, несмотря на то, что здесь в 19892 году было построено здание грязелечебницы.

Особенно плохо на Куяльнике было с жильем. Если зажиточные люди имели возможность поселяться в городских гостиницах или снимать дачи, то стекавшиеся сюда для лечения бедняки находились в тяжелейшем положении. Вот как об этом написано в путеводителе по Одессе, изданном в канун ХХ века: «Андреевский лиман (так долгое время назывался Куяльник)… представляет довольно непривлекательное зрелище. Обширная площадь лимана, вокруг которого ютятся так называемые дачи, совершенно лишена растительности, и вы открыты действию палящего зноя. В самом центре расположены два параллельных барака, буквально наполненных бедняках, искалеченными, обезображенными больными, искалеченными, обезображенными больными. Из этих вертепов они расходились по всем окраинам лимана для купания и прошения милостыни, без которой не могут оплачивать свои несчастные конуры».

Только в советское время Куяльник стал подлинно народной здравнице. В годы войны он сильно пострадал. Взорвал защитную дамбы, гитлеровцы затопили парк площадью 18 гектаров, вывели из строя грязелечебницу, разрушили почти все построенные за годы пятилеток санатории.

После войны курорт возродился. Внедрены новые, более новые, более эффективные методы лечения. Значительно расширилась пропускная способность грязелечебницы.

Славился курорт и минеральной водой столового типа. Здесь построен завод, который ежегодно выпускает до 30 миллионов бутылок целебного «Куяльника».

Сегодня Куяльник - это крупное объединение санаторно-курортных учреждений. Здесь функционирует общекурортная грязелечебница и курортная поликлиника, где сосредоточена лечебно-диагностическая база курорта; санатории им. В.И. Ленина, им. Н.А. Семашко, им. Н.П. Пирогова; Дворец культуры курорта.

 
morelaДата: Пятница, 2007 Июл 20, 2:59 PM | Сообщение # 15
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
САНАТОРИЙ ИМ. ПИРОГОВА (Куяльник)

Находится в центре курорта Куяльник, в 100 метрах от лечебного пляжа. Это один из самых мощных санаториев курорта, открыт в 1986 году. Добычей соли здесь занимались с незапамятных времен до 1932 года. По мнению других ученых, название курорта не тюркского, а славянского происхождения; у древних славян куяльником называли лодочный причал, пристань. Историки утверждают, что на Жеваховой горе, которая тесно прилегает к Куяльницкому лиману, располагалось древнее поселение, а на берегу водоема — крупная пристань.
 
morelaДата: Пятница, 2007 Июл 20, 3:11 PM | Сообщение # 16
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline

Правление Новороссийским краем генерал-губернатора Андро Ланжерона с 1815 по 1822 годы памятно тем, что при нём было устроено порто-франко, приступили к устройству Ботанического сада и Приморского бульвара, задумали мостить улицы. Вымостили два спуска к морю: Херсонский и Карантинный - гранитом, выписанным из-за границы по очень дорогой цене. А вот на всех остальных улицах в дождливую погоду лошадям приходилось застревать в грязи по брюхо.

При генерал-губернаторе M. С. Воронцове (1823-1854 годы) окончили строительство ботанического сада, Приморского бульвара, построили знаменитую бульварную лестницу к морю, Пале-Рояль с 44 магазинами и мастерскими, первый маяк на Большом Фонтане. Щебнем замостили Херсонскую, Дерибасовскую, Ришельевскую, Греческую улицы, часть Екатерининской. Впрочем, щебень размокал, и улицы покрывались выбоинами. Тогда стали мостить их дорогими итальянскими плитами, а также мальтийским камнем.

А. С. Пушкин во время 13-месячного пребывания в городе называл Одессу "летом песочница, а зимой чернильница". Он же писал:

Но уж дробит каменья молот,
И скоро звонкой мостовой
Покроется спасённый город,
Как будто кованой бронёй.

История улиц Одессы расказывает нам что первыми дорожниками были арестанты, отбывающие наказание за бродяжничество, отсутствие паспортов и другие провинности. Новое городское устройство ввели в 1863 году при преемнике генерал-губернатора графа Строгонова генерал-адъютанте Коцебу. Камень для улиц Одессы привозили судами, приходившими за зерном из Триеста, Генуи, Ливорно, Неаполя и других портов. Камень загружали на корабли в качестве балласта. Кроме того, обязали возчиков грузить на каждую подводу, прибывающую в город, по пуду камня, годного для мощения улиц.

До сих пор на Пушкинской (Итальянской), Дерибасовской и других улицах сохранились в первозданном виде настилки гранитных кубиков. Сохранился в начале Пушкинской участок, выложенный итальянской брусчаткой желтого цвета, положенной на десять лет для проверки её качества.

К 1917 году замостили два миллиона квадратных метров, то есть 15 процентов одесских улиц. В основном благоустраивали центральные улицы. В 60-е годы XIX в. в центре города вместо открытых дождевых канав устраивались подземные каменные ходы. Это была первая в России система сливной (ливневой) канализации. К концу XIX века воды отвели за город на поля орошения, чтобы не засорять побережье порта и моря. Одесса тогда была по населённости четвёртым в России городом, после Петербурга, Москвы и Варшавы.

 
morelaДата: Пятница, 2007 Июл 20, 3:13 PM | Сообщение # 17
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
История рынка Привоз

Уже на следующий год после основания Одессы — в 1795 году появился Вольный рынок специально для продажи жизненных припасов, затем, он стал Старым базаром, а еще позднее Толкучим рынком. Одновременно появляются Красные ряды (ныне Красный переулок) для продажи мануфактурных товаров и Греческий базар (ныне Греческая площадь и ул.К.Либкнехта).

В 1789 году купцам Афанасьеву, Самарину и др. было дозволено строить каменные лавки на отдельном месте за Вольным рынком в сторону степи для продажи мяса и резки скота. В 1804 году по улице Н. Рыбной (ныне ул.Чижикова) строятся Рыбные ряды, а затем, на сегодняшней ул. Садовой – Садовые ряды. Греческий базар был построен в 1810 году архитектором Ф.Фраполи.

История "Привоза" начинается с 1827 года, когда на Привозной площади был построен огромный рынок . С тех пор он стал главным рынком Одессы. В 1913 году архитектор Ф.Неструк построеил еще четыре 2-х этажных здания (“Фруктовый пассаж”), удачно дополнивших архитектурный комплекс “Привоза”.

В 1842 году по проекту архитектора. Т.Торичелли на углу улиц Екатериненской и Ланжероновской был построен гостиный двор - “Пале-Рояль”, в дословном переводе означает “Королевский дворец” – и состоял он из 44 торговых лавочных галерей. В этом же году на площади Старого базара архитектор Г.И. Торичелли построил здание – торговые ряды по Большому проспекту (ныне проспект Мира). А в 1903 году было завершено 15-летнее строительство Нового рынка .

Из отчета г-на Лорера (Городское управление) известно, что уже в 1797 голу “Всякий базар” (тогда Русский и Греческий) имел своего смотрителя или, так называемого “базарного”, обязанности которого определялись особой инструкцией Городского управления.

В 1798 году взамен смотрителей учреждены должности базарных надзирателей, на которых возлагалось наблюдение за тем, чтобы не было перекупа, дороговизны жизненных припасов и других злоупотреблений, как на городских рынках, так и при таможне.

Желая удешевить цены на жизненные припасы, Городское управление в 1797 году заключило контракт с купцом Филиповым, предоставляя ему монополию “иметь разницу” и “чинить продажу” мяса самого хорошего качества, “дабы покупщики не имели жалоб”, с правом продавать во время постов не дороже чем по 4-5 копеек за фунт (400 гр) баранины и 3-4 копейки за фунт говядины. Такса на жизненные припасы была отменена Городской думой в 1860 году.

С введением Городового Положения в 1863 году организована торговая полиция. В состав ее входили торговая депутация, торговые, базарные и рыночные смотрители, торговые старосты. На них возлагались специальные обязанности следить за порядком торговли на рынках. Смотрители были лицами выборными и избирались из купеческого и мещанского сословий.

Одной из первых забот Новой Думы была очистка базаров и рынков от загрязнений. Для покрытия расходов по очистке, каждый воз, привозивший что-либо на базар, облагался сбором по 3 копейки в день, постоянные же торговцы облагались таким сбором раз в неделю.

Со временем, специальные сборы на очистку базаров был отменены и очистка производилась за счет городских доходов.

 
morelaДата: Пятница, 2007 Июл 20, 3:16 PM | Сообщение # 18
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Одесса, Оперный история

Оперный театр по праву можно назвать старейшиной среди одесских театров. Одесса добилась права строить театр в 1804 году, а в 1809 году он был уже построен. 10 февраля 1810 года состоялось первое представление - русская группа П. Фортунатова поставила одноактную оперу Фрелиха "Новое Семейство" и водевиль "Утешенная вдова".

Но, к сожалению, в 1873 году старый театр сгорел. И сгорел полностью. Не о каком восстановлении не могло быть и речи. Это была трагедия, которую смягчало одно обстоятельство - никто из людей не пострадал. Составить проект нового городского театра было предложено венским архитекторам Ф. Фельнеру и Г. Гельмеру (Хельмнеру). Прошло почти одиннадцать лет с момента пожара до закладки первого камня в основание здания нового театра. А открытие театра состоялось 1 октября 1887 года.

Здание Одесского театра исполнено в стиле венского "барокко", который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века. Самая красивая часть здания - это зрительный зал. Архитектура его выдержана в стиле французского "рококо". Он роскошно украшен различными лепными орнаментами с тонкой позолотой. Особый интерес вызывает потолок. В основу его композиции положены четыре картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира: "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимняя сказка" и "Как вам это понравится". Поражает изяществом ажурных деталей большая люстра в центре потолка. В зале и во всех ярусах много разнообразных лепных украшений. С особым изяществом выполнена лепка в ярусах, боковых вестибюлях и вдоль лестниц, ведущих к ложам. Оригинально и изобретательно сделаны всевозможные светильники, канделябры и орнаменты бронзовых инкрустаций.

Пожалуй, ни в одном театре нет изготовленного с таким вкусом занавеса, эскиз которого создал крупнейший театральный художник А. Головин.

Площадь сцены 500 кв. метров.

Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголке зала.

 
morelaДата: Пятница, 2007 Июл 20, 3:17 PM | Сообщение # 19
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
История трамвая

Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы.
Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю…

Анна Ахматова, автобиография

К восьмидесятым годам XIX века разрослась территория города, население достигло 250 тысяч человек. Основным средством сообщения являлись дрожки и линейки. Бельгийское общество конно-железной дороги предложило построить конно-железную дорогу. Дума согласилась с их предложением. Так в Одессе 7 (20) июля 1880 года открылась первая линия "конки". Её маршрут: от ул. Ришельевской по Почтовой, Канатной, Сабанееву переулку через Александровский парк к пляжу "Ланжерон". Проезд разрешался только сидя, а стоять могли всего шесть человек на задней площадке вагона. На переднюю площадку и ступеньки вагона пассажиры не допускались. Стоимость проезда - пять копеек.

К концу 1888 года таких маршрутов было уже 19. Вагоны хранились в депо на Куликовом поле, а лошади содержались в конюшнях на Ботанической улице (между улицей Канатной и Французским бульваром).

Затем соорудили две новые линии, но уже на паровозной тяге. Одна линия от Пантелеймоновской улицы до пляжа "Золотой берег" (16-я ст. Большого Фонтана), другая - от Херсонского сквера к Хаджибеевскому лиману (протяженностью 9 километров).

Лошадей заменили "паровички". Это были небольшие паровозики с неуклюжей широкой трубой, за что одесситы называли их "Ванька головатый". В память о "паровичках" на Большефонтанской и Люстдорфской дорогах остановки назывались станциями. Так называются и сейчас. Отдельные строения станций сохранились до сих пор (8, 9-я ст.).

24 сентября 1910 года состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая. Градоначальник Толмачёв перерезал трёхцветную ленту, и четыре разукрашенных вагона вышли из деревянного депо в районе Лидерсовского бульвара по Александровскому парку, Канатной, Греческой улицам к Греческой площади. Юрий Олеша описывает живописную картину торжественного открытия трамвайного движения: "Трамвай показался на мосту (Строгановский) жёлто-красный со стеклянным тамбуром впереди. Под крики он прошёл мимо нас тамбуром, наполненный людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собой водой. Там же градоначальник Толмачёв, в очках, с рыжими усами".

Сообщение отредактировал morela - Воскресенье, 2007 Июл 22, 1:27 PM
 
morelaДата: Пятница, 2007 Июл 20, 3:18 PM | Сообщение # 20
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
История водопровода в Одессе
Одесса Большой фонтан, дача Ковалевского

"ПОТРЕБНЫ ТЯЖКИЕ ТРУДЫ..."
Однако в сей Одессе влажной
Еще есть недостаток важный,
Чего б вы думали? Воды,
Потребны тяжкие труды...

А.С. Пушкин.

Существует легенда, будто бы Ришелье, опровергая распространившийся среди приближенных Екатерины II слух о том, что место для застройки будущего города выбрано неудачно – мало пресной воды, изрек по-французски: "Assez d'eau". В переводе эта фраза означает: "Воды достаточно". Если ее написать русскими буквами (асседо), а затем прочесть справа налево, то получившаяся криптограмма расшифровывается как "Одесса".

Трудно сейчас поверить в правдоподобность этого факта, как, впрочем, и опровергнуть его, но даже в случае достоверности уж никак нельзя согласиться с таким поспешным заключением герцога, ибо в Одессе с самого начала действительно не хватало пресной воды.

Потому прав был поэт насчет тяжких трудов (они актуальны и ныне). Воду в нашем городе приходилось искать и добывать. В этой местности так называемая зашкурная вода, или верховодка, в теплое время года испаряется. Поэтому нужно было копать глубокие колодцы в поисках вод, скопившихся в известняках. Присмотритесь внимательно к одесским дворам. В некоторых вы и сегодня найдете колодцы. В старой Одессе их рыли также и на перекрестках улиц.

В первое время здесь рыли колодцы преимущественно в тех районах, где грунтовые воды залегали на сравнительно небольшой глубине, но неудовлетворительное качество колодезной воды, ее недостаточное количество и связанная с этим дороговизна (в 1796 году ведро воды стоило 10-15 копеек, в то время как фунт мяса стоил 20 копеек) побуждали администрацию города и частных предпринимателей искать пути к более надежному способу снабжения жителей водой. Во дворах домов стали устанавливать цистерны (крытые зацементированные бассейны), в которые по водосточным трубам и гончарным подземным водоводам стекала дождевая вода. К концу пятидесятых годов XIX века в городе насчитывалось 875 цистерн. Некоторые домовладельцы зарабатывали на продаже дождевой воды до шести тысяч рублей в год.

Не могли удовлетворить потребности в воде населения Одессы и прибывающие в город суда и обозы, или, как тогда говорили, фонтаны. Они представляли собой ручейки, выбившиеся из глубин и сбегавшие по прибрежным склонам к морю (возле этих источников возникли три хутора – Малый, Средний и Большой Фонтаны). Но и фонтаны были не очень-то обильны. Как видно из помещенной в газете "Одесский вестник" за 1831 год таблицы, в которой приводилось количество воды из главнейших источников в окрестностях Одессы, источник "Большой Фонтан" давал 840 бочек воды в сутки (каждая бочка вмещала в себя 30 ведер воды), "Рашковский" – 602, два ключа Среднего Фонтана – 659 бочек.

В 30-х годах позапрошлого века Одессу снабжала водой также артезианская скважина, пробуренная в Водяной балке на глубину около 100 метров (праобраз нынешних с надстроенными бюветами).

Уже вскоре после основания города стало ясно, что только сооружение водопровода может разрешить проблему водоснабжения. Перед нами волнующий документ 1808 года – обращение одесской бедноты к магистрату с просьбой о проведении воды из источника "Большого Фонтана":

"От Фонтана почерпнут люди прохладную воду, усталый старец оживит засохшие уста свои, жители изобильно воспользуются к своему насыщению, способствуя на потушение и пламени огненному".

Мысль о создании в Одессе водопровода не угасала на протяжении многих десятилетий XIX века.

Кто только не собирался нагреть руки на водоснабжении: тут и французский инженер Шатильон, и парижская компания братьев Флоша, и некий инженер Галон и многие другие. Но продвинуть дело хоть сколько-нибудь вперед им не удалось.

Более решительно подошел к этому вопросу местный предприниматель – французский эмигрант Пишон, разбогатевший в Одессе на изготовлении пудры (его имя носят Пишоновская улица и Пишоновский переулок).

Пишон приступил к работам в 1834 году в компании с отставным ротмистром Виттенбергом. Однако постройка водонапорной башни у большефонтанского источника началась только в 1845 году. Через четыре года, в 1849 году, Пишон умер, и в компанию с Виттенбергом вошел предприимчивый таганрогский купец Тимофей Ковалевский.

Так называемый водопровод Ковалевского был проложен в феврале 1853 года от источника, расположенного в 12 верстах от города. Поначалу водопровод принес Ковалевскому славу: купцу даже присвоили звание почетного гражданина города. Правда, не всем одесситам фонтанская вода пришлась по вкусу – ее пренебрежительно окрестили машинной. Вскоре финансовые дела Ковалевского пошатнулись, и разорившийся предприниматель покончил с собой – бросился с башни на скалу. Еще долгие годы после гибели Ковалевского высилась на крутом морском берегу 45-метровая тура-башня. Она служила для судоводителей ориентиром и была включена в лоцию Черного и Азовского морей. Ныне башни нет и в помине, но до сих пор местность, где она находилась, называют дачей Ковалевского.

К концу шестидесятых годов русские инженеры Доминикан и Головачев разработали технический проект водопровода Днестр-Одесса, одобренный специальной комиссией в 1870 году. За осуществление этого проекта взялась московская фирма "Швабен и Моор".

3 сентября 1873 года состоялась торжественная церемониияоткрытия водопровода. На Соборной площади вокруг специально сооруженного грота-фонтана собрались тысячи одесситов. Под звуки торжественного марша из грота взметнулась мощная струя чистой днестровской воды, быстро наполняя чашу бассейна. По тем временам это был самый современный водопровод в Европе (он мог давать до двух миллионов ведер воды в сутки), а по протяженности – единственный в России.

Этот день вошел в летопись нашего города как одна из радостных дат...

 
Форум » ОБЩЕНИЕ » Наша география » Одесса-жемчужина у моря. ((Город в котором я живу.))
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz