Самое большое историческое значение из зданий, образующих Староместскую площадь, имеет ратуша Старого города. Староместская ратуша стала центром самоуправления Старого Города пражского в 1338 г. после предоставления королем Яном Люксембургским королевской хартии городу с соответствующими привелегиями. Спустя 120 лет именно здесь был избран королем Георгий Подебрадский. После битвы на Белой Горе 27 участников противогабсбургской коалиции были казнены на площади перед ратушей (место обозначено крестом на тротуаре). В последние дни нацистской оккупации ратуша была центром повстанцев, в ее подземелье работал национальный совет (народная рада). 7 мая 1945 года ратуша была обстреляна и подожжена, северное крыло (практически, половина здания) было уничтожено полностью; восточная сторона, башня с часами Орлой и капеллой сильно пострадали. В подвале был уничтожен городской архив, библиотека и ценные исторические собрания рукописей и печатной литературы. К 30-летию освобождения пострадавшая часть здания была восстановлена, на стенах появились памятные доски, одна из которых на южной стороне посвящена памяти освобождения Праги советской армией под командованием маршала Конева. К счастью, пожар не уничтожил уникальный лифт в башне 1927 г., в 2000 г. он был заменен новым, перекочевав в Национальный технический музей.
Башня высотой 66 м, законченная в 1364 г., на которой в начале 15 в. были размещены первые куранты Орлой. В тело башни на уровне 2-го этажа была встроена капелла с богато украшенным эркером, освященная в 1481 г. и сохранившаяся до сего дня. Снаружи декор эркера представляет собой великолепный образец пластики 14 века, как бы отражавшей красоту готических форм Пражского града, кроме того, он украшен копией скульптуры так наз. Староместской Мадонны.
Одна из самых трогательных легенд Праги связана со старинными астрологическими часами на ратуше, украшающей Староместскую площадь. Эти часы называются "Орлой" (Orloj).
Согласно последним исследованиям астрономические часы на Староместской площади были сконструированы часовщиком Микулашем из Кадани в сотрудничестве с Яном Шинделем–профессором математики и астрономии Университета в 1410 году. Механизмы астролябии, сделанные более чем 600 лет назад, все еще функциональны.
Иноземцы настолько восхищались невиданным творением, что пражане опасались, как бы Януш не создал чего-либо лучшего для них. Однажды ночью, когда Януш работал, тусклой свечой освещая свои чертежи, к нему явились люди. Они не стали убивать его, но навек лишили зрения. Страдая от бессилия и обиды на пражан, Януш попросил привести его к часам. Поднявшись на башню, он дернул за рычаг и вывел из строя тонкий механизм. В тот же миг, когда часы остановились, слепой Януш сбросился с ратуши. Легенда также гласит, что он проклял часы и все, кто пытался их восстанавливать либо сходили с ума, либо умирали при загадочных обстоятельствах. :11:
Двенадцать апостолов были добавлены позже, во время главных ремонтных работ, выполненных между 1865-1866 гг. Каждый раз, когда стрелки часов приближаются к полудню, туристы, затаив дыхание, наблюдают чрезвычайно любопытную картину. Около небольшой фигурки Иисуса открываются дверки, и двенадцать апостолов под звон колокольчиков проходят друг за другом, слегка поворачиваясь к зрителям и приветствуя их взмахом руки. Смерть, Сладострастие, Жадность и Щегольство поочередно «выезжают» из глубины часов.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. астрономические часы в Праге и все здание ратуши сгорели под огнем нацистской артиллерии. Но после войны все было восстановлено благодаря известному скульптору Vojtech Sucharda.
Большой циферблат имеет 24 деления - 12 делений для дневного времени (справа) и 12 - для ночного (слева). Знаками зодиака обозначены месяцы. Каждый из 12-ти месяцев имеет 6 делений - это недели. И только Рак обладает 7-ю делениями. На заднем фоне часов нанесены циклы восхода и заката. Под дисками часов Вы увидите календарь, нарисованный Josef Manes в 1805 году. Этот календарь является фактически точной копией оригинала, который сохранился и находится в Пражском Музее истории. Башня с часами также украшена изящными гербами и различными королевскими символами. Есть также петух, который кричит после того, как Апостолы закончивают свое благословение.
Диски сферы часов показывают большинство важных астрономических событий: движение солнца (заметно, что солнце вращается вокруг земли, а не наоборот), фазы луны, равноденствие, сезоны, дни и знаки зодиака.
В 1768 г. (после смерти графа Гольца) дворец купил граф Франц Олдржих Кинский Кинские владели дворцом до 1945 г., после чего он был конфискован согласно декретам президента Бенеша и перешел во владение государства. До настоящего времени основные объемы дворцового комплекса являются экспозиционными помещениями для постоянных и временных выставок Народной галереи. Здесь находится коллекция графики и родовая библиотека Кинских. Из истории дворца В 1843 во дворце родилась Берта Суттнер-Кинская, прославленная пацифистка, получившая первую Нобилевскую премию мира в 1905 году. В первом этаже свой магазин галантерейных товаров имел здесь от 1912 г. до своей смерти отец писателя Франца Кафки, а сам писатель в 1893 – 1901 г. ходил в немецкую гимназию, размещенную на третьем этаже дворца. До 1929 года здесь было польское посольство. 25 февраля долгое время праздновался коммунистами, как день февральской победы трудящихся: в этот день в 1945 г. с балкона дворца выступил председатель КПЧ К.Готвальд, после чего в республике наступила «коммунистическая диктатура». В 1995 – 2000 годах проходит реконструкция комплекса, в частности, реставрируется библиотека рода Кинских, романские и готические подвалы. День сегодняшний Как известно, наследник дворянской семьи Кинских, Франтишек Олдржих, который направил в чешские суды 157 исков, требует реституции родового имущества на сумму примерно 40 млрд. чешских крон. В качестве своего пражского дома Кинский выбрал дворец на Староместской площади, однако районный суд Праги 1 постановил, что дворец принадлежит государству по закону.
На месте этого здания когда-то находились два мещанских дома 13 и 14 веков. После их объединения и расширения в 1-й пол. 16 века происходит перестройка объекта в стиле раннего Возрождения.
Тынская приходская школа как таковая функционировала здесь от начала 15 в. до 1-й пол. 19 в, когда верхние этажи стали переоборудоваться под жильё.
Дом занимает участок неправильной формы, небольшой дворик замыкают каменное ограждение и Тынский храм. Главный фасад бывшей школы со стороны Староместской площади характеризуют: арочная галерея, фреска «Вознесение Девы Марии» 18 в.