Суббота, 2024 Май 04, 1:40 AM
На главную Форум Регистрация Вход
Добро пожаловать, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: irusia  
Форум » ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО » Мы вас помним! » Михаил Иванович Пуговкин (13.07.1923 - 25.07.2008)
Михаил Иванович Пуговкин
xleraДата: Понедельник, 2008 Июл 28, 9:50 AM | Сообщение # 11
Творческая натура
Группа: Модераторы
Сообщений: 3869
Репутация: 58
Статус: Offline
Михаил Пуговкин не сдается годам
Лариса Зелинская
“Я и мысли не допускаю, что последняя моя роль уже сыграна”, - говорит 84-летний актер
Их осталось мало – актеров, которых мы узнаем по голосу, даже не глядя на экран телевизора…

Они не снимаются в современных сериалах и новом русском кино, потому что не умеют воевать, плести хитрые интриги и выторговывать свой гонорар… В этом их заслуга - и их трагедия…

Михаил Иванович Пуговкин вот уже год не выходит из своей квартиры - борется с тяжелыми недугами. 84 – это все-таки возраст! И каждая хворь норовит не пройти мимо…

- Раньше я мог каждое лето проводить в Ялте, - говорит актер, - на целебном воздухе заряжался на целый год… Черное море – моя любовь… А этим летом вряд ли смогу поехать…

Море

Впервые море актер Михаил Пуговкин увидел в 1952 году - когда приехал в Ялту на съемки фильма «Адмирал Ушаков».

- Это было потрясением для меня – человека из средней полосы, - говорит Михаил Иванович. - Я-то родился в Ярославской области, а потом родители перебрались в Москву, чтобы спасти меня и двух старших братьев от голода. Увидев Черное море, подумал: какое же это, наверное, счастье – жить здесь!.. И стал мечтать о домике в Ялте… А осуществилась моя мечта только в 1991 году: в апреле я переехал в Ялту…

Случилось это после печального события в семье актера: умерла его супруга, певица Александра Лукьянченко, с которой он прожил душа в душу 32 года. Михаил Иванович затосковал и решил искать спасения у моря - там, где ему всегда было легко и спокойно. Он обменял квартиру в Москве, на Олимпийском проспекте, на квартиру в Ялте.

Но счастливой жизни у моря не получилось. Советский Союз распался, жизнь на самостийной Украине становилась все хуже и хуже… Украинские власти о нем не забывали: «За большой вклад в кинематограф» (а на Ялтинской киностудии Пуговкин снялся в 26 фильмах!), Верховная Рада Крыма присвоила артисту звание «Почетный гражданин Крыма». Ялтинский горисполком присвоил ему звание почетного гражданина города Ялты – теперь уже как местному жителю. А астрономы Крымской обсерватории одной из малых планет дали имя актера - Михаил Пуговкин. Она находится между планетами Есенина и Чехова.

«Вот в какую замечательную компанию я попал!» - с гордостью говорил Михаил Иванович. Но жизнь в Крыму становилась все тяжелее и тяжелее. После того, как закрылась Ялтинская киностудия, он принимает решение вернуться в Москву.

Возвращение

Это случилось в декабре 1999 года. На приеме в мэрии Москвы у него поинтересовались:

- А как к вам относятся украинские власти?

- Называют меня достоянием! – бесхитростно ответил Пуговкин.

- Ну, что ж - будем возвращать в Москву наше достояние!

И Михаилу Ивановичу как участнику Великой Отечественной войны дали квартиру в Москве. Так он снова стал москвичом - в 77 лет.

В Москву он приехал не один, а со своей новой супругой – Ириной Константиновной. Сейчас они живут в Сокольниках.

- Тогда я понял, что сбываются последние предсказания цыганки, которая много лет назад мне открыла, что меня ждет впереди, - говорит Михаил Иванович. – Я был молодой, еще не женатый, когда гадалка сказала мне три вещи.

Первое - что будет у меня три жены. Вот я тогда смеялся! Я ей сказал, что однолюб, а она стоит на своем: три жены! С первой супругой - актрисой Надеждой Надеждиной - я развелся через 12 лет. Со второй - певицей Александрой Лукьянченко - счастливо прожили 32 года… В 91-м году я овдовел… И вот уже 16 лет я в браке третий раз - с Ириной Константиновной.

Второе предсказание было - что жизнь моя будет интересной, и это оказалось правдой! А третье – что жить я буду долго, но вот последние годы будут тяжелыми… Похоже, и это начинает сбываться. Беда в том, что в моем возрасте старики уже ничего не соображают, а у меня голова в порядке. Поэтому не сплю по ночам - разные мысли в голову лезут…

Семья

Михаил Иванович благодарен судьбе за все. За то, что мама благословила его, крестьянского парня, идти в артисты. За то, что в боях под Смоленском его, 17-летнего разведчика стрелкового полка, не убило, а только ранило (теперь те раны дают о себе знать). Но как не вспомнить добрым словом полевого хирурга, который сохранил ногу отчаянному пацану?

- Он только спросил меня: «Без ноги жить будешь?» Я сказал, что буду. Мне дали стакан красного вина - это и был наркоз. После операции я уснул, когда пришел в себя – увидел, что нога на месте.

Я так хохотал, что меня никак успокоить не могли! Оказывается, врач сделал невозможное – то ли меня пожалел, то ли Сталина побоялся: его приказ № 100 от 1942 года запрещал бессмысленную ампутацию конечностей у солдат. А до этого всем без разбора отрезали руки-ноги - боялись гангрены. Целыми составами искалеченных фронтовиков отправляли в тыл…

А мой молодой организм переборол газовую гангрену. Правда, потом я еще три операции перенес. И на съемках кинофильма «Свадьба» по Чехову - его в 44-м году снимали - у меня вся штанина была в крови, когда я плясал…

Пуговкин обладает уникальной по нашим временам способностью: он умеет быть благодарным! Даже за то, что что-то недополучил, не сыграл… Это значит - кому-то не перешел дорогу, кому-то уступил роль…

- Михаил Иванович с моим братом - народным артистом Юрием Медведевым – были коллеги-соперники: оба славились как актеры комического амплуа, - рассказывает Ирина Константинова. - Но при этом долгие годы они были настоящими друзьями. Их частенько пробовали на одну и ту же роль, но они никогда не обижались друг на друга…

- Всю жизнь Юра вставал поперек моего пути! – шутит Михаил Иванович, - а потом Ирину на моем пути поставил!

- Это, действительно, так! - рассказывает супруга актера. - Я работала в Ялте в «Союзконцерте» - устраивала гастроли столичных киноактеров. И мой брат часто советовал Михаилу Ивановичу: «Поработай с Ириной - она для тебя все устроит!» Так мы и познакомились…

Продюсер и ангел-хранитель

Сейчас Ирина Константиновна для Михаила Ивановича все - и любимая женщина, и соратница, и подруга, и продюсер, и директор киноцентра Михаила Пуговкина, и просто ангел-хранитель…

Она приложила все свои силы, чтобы открыть киноцентр Михаила Пуговкина, а теперь - и музей киноцентра. Это место, где кипит «киношная» жизнь, проводятся фестивали комедий, творческие встречи, юбилеи известных актеров и кинодетятелей…

Особое место в музее отдано школе-студии МХАТ.

- Михаил Иванович был первым студентом первого набора студии, которую открыли еще во время войны, в 1943 году, - рассказывает его супруга. - На курс взяли всего 19 человек. Он был безмерно счастлив - ведь сбылась его самая большая мечта! Но вскоре его забрали в танковое училище - это заменяло срочную службу. МХАТ он так и не закончил…

Но, как и должно быть, «медаль нашла своего героя»: на праздновании 80-летия Михаила Пуговкина в торжественной обстановке ему вручили… диплом об окончании школы-студии. В нем написано: «Пуговкину Михаилу Ивановичу, поступившему в школу-студию МХАТ в 1943 году и закончившему полный курс школы-студии в 2003 году, присуждена квалификация артиста тетра и кино, а также Народного артиста СССР и любимца всех времен и народов». Подлинник диплома хранится на самом почетном месте в музее Пуговкина.

- Все наши экспонаты – подлинные, - с гордостью говорит Ирина Константиновна.- Архивные фотографии, правительственные награды, все награды общественных организаций - это все, что связано с творческой жизнью Михаила Пуговкина и моего брата Юрия Медведева. Только самых популярных отечественных кинофильмов у нас - более тысячи, самые ранние из них – 1941 года.

Всей семьей мы собирали стенды, посвященные великим режиссерам: Александру Роу, у которого Михаил Иванович шесть раз сыграл сказочных царей и королей, Андрею Тутышкину – он снял легендарные музыкальные фильмы «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-деньщик», Леониду Гайдаю – у него Пуговкин сыграл подряд шесть кинокомедий...

- Михаил Иванович, мне Нина Павловна Гребешкова, вдова режиссера Леонида Гайдая, сказала, что с такой женой может повезти раз в жизни! – говорю актеру.

Он хитро прищуривается - и улыбается:

- Так оно и есть! Нина Павловна тоже была очень хорошей женой и ангелом-хранителем этого великого комедиографа! Она очень тактичная и терпеливая. Ведь Гайдай почти не снимал ее в своих фильмах в главных ролях - раньше было неприлично продвигать своих жен. А вот после его смерти Нину стали приглашать в кино чаще. В общем, все справедливо…

Ирина Константиновна называет Михаила Ивановича Минечкой, и угадывает каждое его желание. Кажется, что у этой женщины просто нет границ ее терпения.

- Михаил Иванович, а сколько у вас внуков?

- Ира, скажи, сколько у нас внуков?

- У нас большая дружная семья, сейчас все родные объединились вокруг Михаила Ивановича, - говорит Ирина Константиновна. - Семь внуков, двое правнуков, скоро ждем третьего…

Ирина Константиновна проявила необыкновенную женскую мудрость и тактичность - и свою принадлежность к семейству Пуговкиных теперь чувствуют все их дети, внуки и правнуки.

- Когда внучка принесла нам показать правнука Герочку, Михаил Иванович взял его на руки и сказал: «Вот и к нам ангелочек прилетел», - рассказывает супруга актера.

Кино

В актеры никто из детей и внуков Пуговкина не пошел.

- Для этого нужен определенный талант, - говорит Михаил Иванович. - А с такими данными пока никто не народился… Внучка Ирина, которая подарила нам правнука Германа, увлекается машинами - я передал ей свою машину - «Москвич», который мне как инвалиду войны подарила мэрия Москвы. Теперь меня на машине возит внучка…

Вообще, молодым сейчас завидовать нельзя. Работают все зверски: уходят на работу к десяти - и приходят домой после десяти… И при этом зарабатывают совсем немного… Куда там - старикам помогать, сами все ждут хоть какой-то помощи. А что с нас возьмешь?.. Вот если бы раньше актерам платили, как сегодня - я бы, наверное, был миллионером…

При этом современное кино Михаил Иванович не очень жалует…

- Я раньше, когда на «Мосфильм» заходил, всегда едва справлялся с волнением, - говорит Михаил Иванович. - Какие режиссеры были - Пырьев, Александров… А сейчас ни одного назвать не могу. А фильмы? Я бы их никогда в жизни не смотрел - это Ирина телевизор включает. И это все теперь называют «наше новое кино»! Мне 84, но я все понимаю! Да и артисты все «зеленые», неопытные…

- Миня, но тебе же нравятся Михаил Пореченков, Сергей Безруков, Евгений Миронов, Дмитрий Харатьян, - замечает Ирина Константиновна.

- Да, Сергей Безруков для меня сейчас - артист номер один! Правда, мы с ним не знакомы, но я надеялся познакомиться этим летом. Нас пригласили сниматься в одном фильме в Ялте. Я дал согласие, так как очень хочу попасть в Крым. Но потом режиссер сказал, что съемки перенесли в деревню под Полтавой… Это уже, извините, не для моего возраста…

- Михаил Иванович, а какой фильм с вашим участием - ваш любимый?

- У меня, может быть, и есть любимый фильм, но зрители считают, что моя лучшая роль – в «Свадьбе в Малиновке». А ведь роль Яшки-артиллериста – это всего лишь три маленьких эпизода! А оказалась ролью, которую любят уже несколько поколений. А фильм снят 40 лет назад!

- Михаил Иванович очень любит фильм «Штрафной удар», - говорит супруга актера. - Он сыграл отрицательного героя – некого Кукушкина. Кстати, в этом фильме снимался и мой брат - он сыграл там фотокорреспондента - и Владимир Высоцкий. Но Владимир так и не увидел этот фильм, потому что показали его только через 25 лет…

- А все из-за того, что в то время у моего героя был однофамилец, большой начальник – председатель ДОСААФ СССР. На режиссера Андрея Тутышкина стали давить, чтобы он изменил фамилию героя. А он отказался. И правильно, я считаю, сделал! Кинокомедия вышла очень хорошей, ее принимали очень тепло - зрители до сих пор хохочут! Но показывали фильм мало, и он не успел стать таким популярным…

- Минечка, а как же твой режиссер Якин из гайдаевского «Иван Васильевич меняет профессию»? – вступает в разговор жена актера. - А отец Федор из «12 стульев»?

- Да, мне трудно выбирать из своих 100 фильмов. Хотя, признаться, были и проходные картины… На некоторые роли я соглашался, чтобы на съемках побыть летом в Ялте, у моря…

И сейчас, в неполные 84 года, великий актер Михаил Пуговкин мечтает о роли. Он знает: если такое предложение поступит - его верная спутница Ирина Константиновна будет с ним рядом и сделает все возможное, чтобы он снова почувствовал захватывающий дух кинематографа.

- Я в кино 65 лет, - говорит актер. - Но последние пять-шесть лет не снимаюсь. А что такое актер без роли? Я и мысли не допускаю, что последняя моя роль уже сыграна. Нет - она еще впереди!..

Лариса Зелинская.

фото Вадима Невареных и из личного архива семьи Пуговкиных.


 
xleraДата: Понедельник, 2008 Июл 28, 9:53 AM | Сообщение # 12
Творческая натура
Группа: Модераторы
Сообщений: 3869
Репутация: 58
Статус: Offline





Сообщение отредактировал xlera - Понедельник, 2008 Июл 28, 9:54 AM
 
xleraДата: Понедельник, 2008 Июл 28, 9:55 AM | Сообщение # 13
Творческая натура
Группа: Модераторы
Сообщений: 3869
Репутация: 58
Статус: Offline
Президент России поздравил Михаила Пуговкина с 80-летием.

Президент России Владимир Путин направил поздравительную телеграмму народному артисту СССР Михаилу Ивановичу Пуговкину в связи с его 80-летием. Об этом сообщила сегодня пресс-служба главы государства.

"Вы по праву принадлежите к блистательной плеяде актеров, составляющих гордость и славу отечественного кинематографа, - говорится, в частности, в телеграмме. - Талант, яркая актерская индивидуальность и удивительное обаяние принесли Вам высочайшее профессиональное признание и поистине всенародную любовь".

Президент отметил, что фильмы с участием Пуговкина на протяжении многих лет не сходят с экранов, и сегодня новые поколения зрителей с удовольствием смотрят такие легендарные ленты, как "Свадьба в Малиновке" и "Иван Васильевич меняет профессию", "Двенадцать стульев" и "Ах, водевиль, водевиль".
[ 13.7.2003 ]


 
xleraДата: Понедельник, 2008 Июл 28, 9:56 AM | Сообщение # 14
Творческая натура
Группа: Модераторы
Сообщений: 3869
Репутация: 58
Статус: Offline

М.Пуговкин - участник Великой Отечественной войны. Народный артист СССР. Окончил Школу-студию МХАТ. В кино снимается с 1941 года. Среди фильмов с его участием: "Дело Артамоновых", "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Солдат Иван Бровкин", "Девчата", "Операция Ы и другие приключения Шурика", "Свадьба в Малиновке", "Варвара-краса, длинная коса", "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!", "Новые приключения капитана Врунгеля", "Визит к минотавру", "Бременские музыканты". Всего - около 100 ролей в кино.


 
xleraДата: Понедельник, 2008 Июл 28, 10:05 AM | Сообщение # 15
Творческая натура
Группа: Модераторы
Сообщений: 3869
Репутация: 58
Статус: Offline

Одну из лучших своих работ в кино роль Яшки-артиллериста Пуговкин сыграл в 1967 году в фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». И что самое поразительное, та роль состояла всего из двух больших эпизодов: сцены с сапогами и танца «в ту степь». Однако прекрасная игра актера сделала эти сцены центральными. В прокате фильм «Свадьба в Малиновке» занял одно из ведущих мест. Пока снималась «Свадьба в Малиновке», почти два года, артисты жили в деревне Лубны - это где-то между Полтавой и Киевом. Приходили со съемок - Пуговкин, Зоя Федорова, Николай Рыбников, - садились под яблонями, пили чай со свежим вареньем из малины, Рыбников брал гитару, и все пели песни.

В пору творческой зрелости Пуговкин встретился с Леонидом Гайдаем. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы. Потрясающий успех у зрителей имели образы прораба – перевоспитателя («Операция “Ы” и другие приключения Шурика»), отца Федора («12 стульев»), режиссера Карпа Савельевича Якина («Иван Васильевич меняет профессию»), Сан Саныча Мурашко («Спортлото-82»), полицмейстера («За спичками»), Горбушкина («Не может быть!»).


 
xleraДата: Понедельник, 2008 Июл 28, 10:07 AM | Сообщение # 16
Творческая натура
Группа: Модераторы
Сообщений: 3869
Репутация: 58
Статус: Offline

Когда Леонид Гайдай, решил снимать Пуговкина в роли режиссера Якина в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», комиссия «Мосфильма» категорически не хотела утверждать кандидатуру актера. Мол, не может быть у «режиссера» такое «неинтеллигентное лицо». Интеллект-то где? Они же не знали, что интеллект артист «всегда носит с собой. У него даже специальная сумочка для этого есть».

Режиссер-сказочник Александр Роу высоко ценил народно-смеховой комизм и острохарактерность Михаила Пуговкина. Миллионам детей нескольких поколений доставила огромную радость его работа в фильмах-сказках: «Илья Муромец», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-Краса, длинная коса», «Финист - Ясный Сокол», «Новые приключения капитана Врунгеля»… В сказках особенно ярко раскрывалось актерское дарование Пуговкина. Насколько разные его персонажи: то глуповатый, чванливый король, то отважный, с душой нараспашку воевода, то хитрый, изворотливый атаман!


Актерское качество Михаила Пуговкина отмечал и Сергей Бондарчук. Однажды, уже под конец жизни, он сознался Михаилу Ивановичу, что ошибся с ролью Некрасова в фильме «Они сражались за Родину», – надо было снимать Пуговкина, а Юрию Никулину нашлась бы другая роль.

Режиссер Михаил Ромм в молодом актере увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актеров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет еще интереснее снимать».

Его слова оказались пророческими: после пятидесяти на актера роли посыпались, как из рога изобилия. Помимо уже упомянутых ролей в сказках Роу и комедиях Гайдая, следует отметить: жестокого Гаера Кулия из экранизации романа Каверина «Два капитана», старого актера и любящего отца Михайло Лисичкина из мюзикла «Ах, водевиль, водевиль…», Рэберна из приключенческого фильма «Клуб самоубийц».

Когда-то в молодости цыганка нагадала Михаилу Пуговкину три брака. Он, конечно, не поверил, но жизнь показала: цыганка была права.

В 1947 году Пуговкин женился на своей сокурснице, ныне заслуженной артистке РСФСР Н.В. Надеждиной. У них родилась дочь Елена, проживающая сегодня с мужем и сыном Михаилом в Москве. С Надеждиной они прожили 12 лет, затем семейная жизнь дала трещину, они разошлись. С дочерью и внуком у Михаила Ивановича добрые отношения. Надеждина перед своим бенефисом в Омском академическом театре прислала Михаилу Ивановичу приглашение и теплое письмо.

После развода, продав свои единственные лайковые перчатки, Пуговкин купил себе билет до Москвы, и уже в вагоне на замерзшем стекле написал: «Михаил Иванович, ты начинаешь новую жизнь». Но бурная холостяцкая жизнь продолжалась недолго. В 1961 году Михаил Пуговкин женится во второй раз, на актрисе Москонцерта Александре Лукьянченко. Этот брак тогда многих удивил. Например, Марка Бернеса. Михаил Пуговкин дружил с Марком Бернесом, они вместе ездили на гастроли, участвовали в концертах. Бернес ласково называл его – «крестьянин». А тут этот крестьянин женился на эстрадной приме.

Михаил Иванович и Александра Николаевна прожили счастливо. «Мы жили, душа в душу все 32 года, - вспоминал Михаил Иванович. - Всем, что во мне есть хорошего, я обязан ей». В доме всегда царили уют и порядок, творческая атмосфера. И горе – в 1991 года Александра Николаевна ушла из жизни. Михаил Иванович тяжело переживал потерю. И когда его пригласили в Ялту на озвучивание фильма «Болотная стрит», в котором он играл коменданта дома, – согласился сразу.

Приехал Пуговкин в Ялту для работы над фильмом, да так и остался там. В Ялте он познакомился с сестрой своего друга, актера Юрия Медведева – Ириной Константиновной. Со временем они стали работать вместе, Михаил Иванович чувствовал во всем большую заботу. С тех пор Ирина Константиновна стала его менеджером, администратором, продюсером, близким другом и любимой женой.


 
xleraДата: Понедельник, 2008 Июл 28, 10:08 AM | Сообщение # 17
Творческая натура
Группа: Модераторы
Сообщений: 3869
Репутация: 58
Статус: Offline

Поражало удивительное сходство четы Пуговкиных: оба такие добрые, упитанные, курносые… Супруги Пуговкины продали подаренную правительством Москвы квартиру в центре столицы и на эти деньги приобрели в более спокойном районе города - Сокольниках, двухуровневое жилье в 16-этажной высотке. Сами жили на втором этаже, а на первом Ирина Константиновна организовала, ни много, ни мало, музей мужа, под официальным названием «Киноцентр Михаила Пуговкина».

Здесь под стеклом лежат зачетная книжка и военный билет Пуговкина, масса других документов и наград актера: грамоты, ордена, медали.… А вот на стенде фотография большой семьи Пуговкиных. У Михаила Ивановича пятеро детей, двое сыновей и три дочери, и семь внуков.


И киношная корона, в которой Пуговкин играл сказочного короля, тоже нашла свое место. А на стенах развешены фотографии, много фотографий, собранные все той же Ириной Константиновной в архивах киностудий. Здесь совсем еще юный Пуговкин в своем первом фильме «Дело Артамоновых», а вот боцман Захар Силыч из «Солдата Ивана Бровкина», отец Федор из «12 стульев», жулик из «Спортлото-82», а дальше Пуговкин - Яшка-артиллерист из «Свадьбы в Малиновке», прораб из «Приключений Шурика», капитан Врунгель, царь из сказок режиссера Роу…


 
xleraДата: Понедельник, 2008 Июл 28, 10:10 AM | Сообщение # 18
Творческая натура
Группа: Модераторы
Сообщений: 3869
Репутация: 58
Статус: Offline

«Я стал саркастическим человеком»

— Михаил Иванович, с какой картины вас стали узнавать на улице?

— С фильма режиссера Ивана Лукинского «Солдат Иван Бровкин». Я там играл Захара Силыча — роль небольшая, но очень сочная. А после выхода на экраны продолжения — «Иван Бровкин на целине» — меня еще больше стали узнавать. Кстати, эта роль писалась для Бориса Андреева. Но Лукинский не был уверен в правильности выбора и позвонил мне. Сказал, что есть для меня интересная роль, хотя и писалась для Бориса Федоровича. Прошел месяц, другой, режиссер все колеблется. Тогда я позвонил Андрееву, мы с ним были знакомы, правда, не так чтоб очень близко.

— Извините, — говорю, — это Пуговкин.

— Слушаю, Миш, — ответил знаменитый бас, этот голос не перепутаешь ни с каким другим на свете.

— Вот есть роль для вас в фильме, и меня пригласили на нее же. — Ну, Миш, — слышу, — ну какая это роль. Я такие роли уже переиграл. Играй ты, я тебе ее дарю.

— Вы снимались и в отрицательных ролях, в том числе уголовников. А зритель часто связывает персонаж с артистом. Вас потом милиция не останавливала?

— Нет. Раньше играли так, что никто ни с кем не ассоциировался. Долго работали над образами. Это сейчас в сериалах не поймешь: то ли настоящие бандиты мелькают, то ли артисты, играющие бандитов, то ли артисты, всегда готовые стать бандитами в жизни. Мой герой Софрон Ложкин из кинофильма «Дело “Пестрых”» — вор в законе со стажем. И хотя мне никогда не приходилось общаться с уголовным миром, все говорили, да и в рецензиях писали, что образ получился очень достоверным. Поначалу у меня не выходило, мы с режиссером Николаем Досталем долго искали грим, повадки, походку, я делал разные наблюдения, для чего ездил на Курский вокзал. А когда нашли, были счастливы: образ состоялся — роль получилась.

Но однажды действительно вышел курьез с ролью уголовника. Снимался «Визит к минотавру», самые интересные съемки проходили в Бутырской тюрьме. Меня привезли туда рано утром. Как положено, сняли ботинки, ремень. Стою я в сторонке и думаю: надо мне понаблюдать, какая здесь атмосфера, какие люди, как они себя ведут — этого требует актерская профессия. Мимо меня проводили много арестованных, и они все со мной здоровались. Представляете? Они здороваются, а я отвечаю. И вдруг один из них остановился и так радостно-радостно воскликнул: «Ну вот, наконец, и Пуговкин с нами!»

— Вы много работали с режиссером лучших киносказок Александром Роу, ваш прелестный царь-батюшка до сих пор у всех на памяти. Как вы в царя перевоплощались?

— Первый раз Роу пригласил меня сниматься в фильм «Огонь, вода и медные трубы». Было это в 1960 году. После съемок он мне сказал: «Миша, как жаль, что мы поздно встретились». Затем мы с ним работали на картине «Варвара-краса». Там впервые снималась Татьяна Клюева-Гагина, очень хорошенькая, глаза огромные. Мужчины ей не давали проходу, и Александр Артурович ее трогательно оберегал.

Роу вообще очень тепло относился к артистам, заботился о них. Он был необыкновенным человеком. Во время съемок всегда накрывали столик, за которым все пили чай. Роу был большим чаевником.

После картины «Варвара-краса» были «Золотые рога», где я сыграл атамана разбойников. Как-то за чаем Александр Артурович сказал:

— Михаил Иванович, знаете, что я вам скажу: разбойники у вас получаются лучше, чем цари.

— Ну, правильно, — отвечаю ему, — с разбойниками я встречался, а с царями пока что не приходилось.

Затем Роу начал снимать сказку «Финист — ясный сокол». Сделал всю подготовительную работу, утвердил актеров на роли… Светлая ему память.

— Говорят, что вы сами себя называете крестьянином. Почему? Вы же окончили Школу-студию при МХАТ, москвич…

— До МХАТа у меня было всего лишь три класса сельской школы, я ведь родился в деревне. В Москву приехал 13-летним. Жили в Печатникове переулке. В комнате нас было 12 человек. Я спал под отопительной батареей.

— Как же вас с тремя классами в институт приняли?

— Война шла. Отбор в школу-студию проходил в конце сентября 1943 года. Можете себе представить? Тогда думали о будущем, такой дух был у государства. Иван Михайлович Москвин увидел мои документы и удивился:

— Вы же артист! Уже артист! И хотите учиться?

Я ведь к тому времени и в кино снялся, и в театре работал.

— Мне нужно, — говорю, — учиться, очень нужно.

Москвин стал смотреть дальше документы и вдруг воскликнул:

— Но у вас же три класса образования!

— Пришлось рассказать свою биографию: как жил, работал, как из самодеятельности меня пригласили в театр, как перед войной снимался в кино. Как ушел на фронт, воевал, лечился в госпитале. Москвин выслушал и разрешил участвовать в конкурсе. Меня приняли, и Иван Михайлович сам ходил в Управление высшей школы хлопотать. Он сказал там, что аттестат об образовании утерян мной на фронте.

— Вы работали в театре, а знают вас как киноартиста…

— После учебы в Школе-студии при МХАТ я уехал в театр Северного флота. Был я в Мурманске всего лишь один сезон, но за это время мне удалось сыграть четыре роли, причем в ту пору для меня очень сложные. Например, в спектакле «Молодая гвардия» по роману Фадеева я был Олегом Кошевым. А в «Русском вопросе» по пьесе Константина Симонова играл издателя Макферсона. Приятно осознавать, что все-таки справился. Однажды в нашем театре на спектакле появился Борис Андреевич Бабочкин. Он посмотрел «Русский вопрос», а затем сказал режиссеру, что все артисты играют прилично, но Пуговкин, играя не свою роль, самый живой в спектакле человек.

Потом работал в Вильнюсе. Часто гулял по его улицам и мечтал о Москве. В конце концов вернулся в родной город, стал искать работу в театре. Показывался в Театре сатиры, Театре Красной армии и Ленкоме.

— Вы были знакомы с Аджубеем, знаменитым журналистом и зятем Хрущева. Он мог бы вам помочь.

— Алешка? Да, мы с ним учились в школе-студии. Но потом наши дорожки разошлись. Как-то он пришел ко мне на спектакль, а после зашел за кулисы. Представил молодую женщину:

— Это моя жена, дочь Никиты Сергеевича.

А для меня, что Никита Сергеевич, что Иван Петрович — все одно, я и не понял. Потом только дошло. Аджубей пригласил меня к себе, я приходил к нему в редакцию, но он был занят, и мы не увиделись. Я сделал еще одну попытку — результат тот же. Позвонил разок-другой и прекратил. Как-то встретил его случайно на вокзале, он уезжал в Архангельск по делам. Вокруг него толпа народа — не пробьешься. Кричу ему:

— Лешка!

А он мне:

— Заходи в редакцию!

— А ты ко мне в театр! — я ему в ответ.

И все. Больше не встречались и не говорили.

— Вас взяли в Ленком.

— Тогда главным режиссером был Берсенев, который знал меня еще по студенческим работам. Восемь лет я служил в этом театре, сыграл десять ролей. А затем поступил в Вологодский драмтеатр.

— Как? Зачем?!

— Тогда я был женат на артистке Надеждиной. У нее не складывалась карьера в Москве, и ради ее творческой перспективы я и уехал в Вологду. Но через год вернулся в Москву. Именно тогда я твердо решил посвятить свое творчество кинематографу. С 1960 года при «Мосфильме» работал в Театре киноактера, много снимался.

— Мы произносим фамилию Пуговкин, и тут же в памяти возникает Яшка-артиллерист: танец «в ту степь», знаменитое «бац-бац — и мимо». Как вы им стали?

— Выбрали на роль просто, а вот досталась она мне с трудом. Здесь нет парадокса, если вы знаете киношную кухню. Когда режиссер фильма Андрей Тутышкин организовывал труппу, он объявил, что роль Яшки-артиллериста будет играть Пуговкин. Поручил ассистентам меня найти и сообщить. Что может быть проще? Но вот ассистенты целый месяц меня искали-искали и все никак «не могли» найти, хотя я все время был дома, в Москве. Чудеса да и только. Дело подходило уже к съемкам, а меня все «искали». Тогда Тутышкин сам позвонил мне домой.

— Михаил Иванович, — говорит мне в трубку, — вы что, в Москве?

— В Москве, — удивляюсь я.

— А вы что, уезжали куда-то? — удивляется он тоже.

— Нет, — говорю, — никуда не уезжал.

Тут он все понял и возмутился:

— Да что же это такое!

А я и не пойму, в чем дело.

— Вы завтра должны быть в Ленинграде, — говорит мне, — садитесь срочно на «Стрелу» и приезжайте.

Мы даже проб не делали, я приехал и начал сниматься. Очень жалко, что Андрей Петрович Тутышкин рано ушел из жизни, у нас с ним было много планов. Я снялся у него в «Свадьбе в Малиновке» и «Шельменко-денщике».

— А с Гайдаем как работалось?

— На столе у Гайдая под стеклом лежали фотографии артистов, всегда у него под рукой. Он время от времени смотрел на них, обдумывал, кого на какую роль взять. Но при этом у него имелась такая манера — спросить у самого актера. Вот он мне однажды позвонил и говорит:

— Михаил Иванович, я вам дам сценарий, прочтите, а потом скажете мне, какую роль хотите играть.

Было это в 1964 году, Гайдай начинал работу над картиной «Операция “Ы”». Но я ему ответил:

— Лучше вы мне скажите, кого вы видите во мне.

Выяснилось, что он видит меня в роли Верзилы. Мы сделали пробы, показали директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву, и тот сказал:

— Лень, не то. Верзила должен быть с юмором, добродушным.

Тогда Гайдай предложил мне роль прораба. Фильм снимался на экспериментальной студии, которую возглавлял отец журналиста Владимира Познера, а художественным руководителем был Григорий Чухрай.

В свое время Гайдая в кинематографической среде ругали, говорили мне:

— Как?! Ты снимался у Гайдая?! Но это же юмор ниже пояса!

А я отвечал:

— Когда-нибудь вы будете говорить, что Гайдай — классик советского кинематографа.

Так оно и вышло. А зрителю всегда нравились и будут нравиться его фильмы.

— Сейчас вы смотрите какое-нибудь кино?

— Я смотрел недавно «Овода» — старый фильм. Смотрел и плакал. Гениальный актер Олег Стриженов! И гениальный актер Николай Константинович Симонов!

— Старая, блистательная школа...

— Школа… Кроме всего прочего у актера должно быть обаяние. Вот у Стриженова оно было, и у Симонова — было.

— Михаил Иванович, а современный МХАТ вам нравится?

— Я счастливый человек: я видел, как играют «великие старики» МХАТа. «Вишневый сад», «Три сестры», «Мертвые души» — в первом составе артистов! Я имел честь быть знакомым с этими колоссами и даже играть в массовых сценах во время учебы в школе-студии. И когда увидел теперешнюю постановку «На дне» во МХАТе им. Чехова, то просто схватился за голову: куда все девалось? Словно и не было знаменитого МХАТа.

А между тем по телевизору говорят, что эта постановка — большая удача. Что тут скажешь? В роли Луки — Олег Табаков. А я видел «На дне» в старом МХАТе. Был такой персонаж — Актер, играл его Александр Павлович Шатов. В конце спектакля Актер уходил из ночлежки; он уже понял, что уходит навсегда, что повесится, и, прежде чем уйти, он брал уголек и этим угольком рисовал себе усы, словно гримировался, и произносил последнее слово: «Ушел». Гениальная сцена, зал рыдал. Или Барон, играл которого Качалов... Игра актеров вызывала трепет. А сейчас? При том что актеры хорошие есть…

— Вам не приходилось жалеть о сделанном жизненном выборе?

— Полностью удачной свою актерскую судьбу я бы не назвал. Конечно, зрительским вниманием я не обделен, и это делает меня счастливым человеком. Не перестаю повторять: все, сыгранное мною в кино, сыграно для них. От зрителей я всегда получал в свою очередь громадный заряд энергии, и продолжаю получать. Без этого артисту жить нельзя. Низко им за это кланяюсь. И все же сделать в кино я мог бы и больше.

— На мой последний вопрос можете не отвечать, но все-таки задам его. Почему вы делаете все, чтобы не встречаться с журналистами?

— Я не хочу, чтобы писали обо мне или снимали. Чуть ли не каждый день звонят, хотят взять интервью, но я отказываюсь.

— Почему?

— Меня выкинули из кино. Теперь такие, как я, оказывается, не нужны. Если я кончился для всех как артист, тогда я кончился и как человек.

— Но вас же любят!

— Вот и хорошо. Пусть приходят на могилку.

— Да будет вам, Михаил Иванович! Вы же веселый, остроумный. Я помню, как мы с вами однажды вместе оказались в мхатовском лифте, он не хотел трогаться, и вы обронили: «Лифт держит паузу».

— А мне не весело. Я стал саркастическим человеком. Я плохо сплю по ночам, практически не сплю. И сам с собой беседую целыми днями…

Автор: Юрий АНДРИЙЧУК

Болезнь

Долгие годы артист болел сахарным диабетом, однако отказывался от госпитализации. Прибывшие в очередной раз к дому актера врачи «скорой помощи» не смогли спасти известного артиста. Сердце Михаила Пуговкина перестало биться около 12 часов пятницы.

«Положение серьезное: сказывается многолетнее заболевание сахарным диабетом плюс возраст. Но мы решили не проводить госпитализацию, поскольку и реанимация, и «скорая помощь» приезжают к нам на дом», – рассказала супруга Михаила Пуговкина Ирина Константиновна.

Утром 25 июля актеру стало плохо. Он скончался в полдень у себя дома в Москве.


 
xleraДата: Понедельник, 2008 Июл 28, 10:14 AM | Сообщение # 19
Творческая натура
Группа: Модераторы
Сообщений: 3869
Репутация: 58
Статус: Offline
Актеру Михаилу Пуговкину исполнилось 85 лет.


Фото c Кинокадр

14.07.2008 08:56 Сегодня Народному артисту СССР Михаилу Пуговкину исполнилось 85 лет. На его фильмах выросли миллионы людей нескольких поколений. Данного актера можно узнать даже по голосу, не глядя в телевизор. А когда зритель все же посмотрит на голубой экран, то увидит его небольшие усики, курносый нос и добрейшие глаза. В весеннее время 1941 года Михаил Пуговкина принял участие в съемках фильма "Дело Артамоновых", отмечает ИТАР-ТАСС. В июне картина была снята, а уже через месяц Михаил Пуговкин, приписав себе лишний год, отправился на фронт разведчиком в стрелковый полк. В августе 1942 года он был тяжело ранен, попал в госпиталь, где ему собирались ампутировать ногу. "Доктор, мне нельзя без ноги, я артист", - сказал Пуговкин хирургу. В школе-студии МХАТ, куда он поступил в 1943 году, Пуговкина готовили к серьезным драматическим ролям. Но жизнь распорядилась по-другому: из более чем 100 сыгранных им ролей большинство – комедийные. Триумф пришел к нему сразу после первой большой комедийной роли. Он сыграл отставного боцмана Захара Силыча в фильмах "Солдат Иван Бровкин" и "Иван Бровкин на целине". Потом были комендант из "Девчат", болтун-прораб из фильма "Операция Ы", Яшка-артиллерист из "Свадьбы в Малиновке", отец Федор из ленты "12 стульев", режиссер Якин из "Иван Васильевич меняет профессию", Сан Саныч из "Спортлото-82" и многие-многие другие работы. И всегда игра Пуговкина отличалась такой естественностью и убедительностью, что его герои словно оживали и навсегда оставались в памяти и сердцах зрителей.


 
xleraДата: Понедельник, 2008 Июл 28, 10:28 AM | Сообщение # 20
Творческая натура
Группа: Модераторы
Сообщений: 3869
Репутация: 58
Статус: Offline



 
Форум » ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО » Мы вас помним! » Михаил Иванович Пуговкин (13.07.1923 - 25.07.2008)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz