Магия движения
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. Тютчев Многие садоводы-любители, особенно начинающие, полагают, что сад может быть красив только по той причине, что он наполнен прекрасными цветущими растениями. Однако глубокие виды — «миловиды» по-старинному - украшают сад не меньше пышноцветущей растительности. Есть и другие приемы, позволяющие превратить «участок» в настоящий волшебный уголок, не впадая в зависимость от капризных «подданных Флоры».
Вопреки общепринятому мнению о неподвижности растений, рукотворные сады могут обладать иллюзорным движением, запечатленным в линиях и формах. Динамика и статика композиций определяется абстрактными линиями, просматривающимися в ней.
Вертикальная линия кажется динамичной. Она изображает движение снизу вверх. В ландшафтных композициях эта линия представлена вертикальными формами крон — конической, пирамидальной, растущими вверх ветвями , побегами, соцветиями растений , фонтанами, скульптурой, подпорными стенками и т.д.
Волнующая, агрессивная, тревожная линия вертикали всегда выделяется из фона, привлекает внимание. Это ее свойство используют для акцентирования входов, въездов, дальних планов. Она может «вести» за собой по саду внимание наблюдателя.
Обилие вертикалей в композициях придает саду торжественную напряженность, а чрезмерное использование - ощущение тревоги, мрачности. Вертикали уместны в садах на рельефе, в окружении гор и холмов. Тогда линии сада будто вторят окружающему ландшафту, повторяют его очертания.
Горизонталь, которая в первую очередь ассоциируется с неподвижной линией горизонта, передает ощущение покоя, устойчивости, прочности. В ландшафтных композициях это плоские поверхности газона , мощения, воды, подпорные стенки и живые изгороди, кусты с подушковидной или стелющейся формой, малые архитектурные формы.
Горизонтальные линии не перенасыщают сад, поэтому используются часто и в большом количестве, образуя тот фон, на котором выигрышно смотрятся остальные линии и формы. В европейской части России, на равнине, горизонтальные линии доминируют в природе , формируя хорошо знакомый с детства образ спокойной, привольной, необъятной дали.
Совершенно иначе воспринимается диагональ. Излюбленная линия художников, дизайнеров, конструкторов, внутренне она уравновешена, гармонична и в то же время динамична. В ней будто два полюса - верхний и нижний, близкий и дальний. Изогнутая или изломанная диагональ - основа регулярного стиля планировки. Обе линии имеют внутренний ритм, заключенный в частоте и величине изломов. Очертания газона, мощение, цветники, дорожки - все это может быть правильной зигзагообразной линией .
Плавно изогнутая диагональ «изображает» струящееся волнообразное движение, ритм которого определяет величина и частота «волн». В природе она повсюду: абрис крон деревьев и кустарников, очертания и пластика холмов, береговая линия рек и озер... В саду это линия газона, дорожек, мощения, водоема и т.п. Основа свободного стиля сада - это волнистая линия. Повторяя контуры дальних холмов , излучину реки, очертания поля, эта линия зрительно связывает сад с окружающей местностью .
Движение в развитии «изображает» спиральная линия . Она свойственна и живым организмам - моллюскам, растениям и природным явлениям. Водоворот, смерч, наконец, туманности и галактики - все это спираль. Издавна эта линия применялась в строительстве культовых и мистических сооружений, святилищ, лабиринтов. В средние века ей придавали особый, мистический смысл. В садах и парках эта линия представлена планировочной осью, вдоль которой разворачиваются садовые картины, сменяющие одна другую.
Преобладание статичных или динамичных линий на плане сада во многом определяет общую его картину, характер, непосредственное воздействие на людей, находящихся в нем. Даже рисунок мощения может повлиять на восприятие сада. Продольные швы мощения создают иллюзию движения и побуждают человека убыстрить шаг. Поперечные по ходу движения призывают к остановке, замедлению шага. Зная это, проектировщик может манипулировать движением людей по саду, побуждая их быстрее проходить мимо неприглядных мест и задерживаться там, где есть чем полюбоваться.
Статичный сад больше располагает к пассивному созерцательному отдыху, динамичный - к прогулкам и занятиям спортом.
Площадка для отдыха тяготеет к статичным линиям и формам, прогулочные дорожки своими изгибами манят пройтись по саду.
Целостность композиции может придать какая-то одна главная линия, проходящая по всей территории сада. Она задает ритм движения, динамику и стиль.
В саду присутствует и реальное движение. Это рост растений, текущая вода, летающие птицы и насекомые, двигающиеся животные, луна и солнце, ветер и облака. Чем естественнее картина, чем больше в ней жизни, тем она прекраснее.
Издавна для создания естественного движения в сады и парки запускали фазанов, павлинов, ланей, лебедей, декоративных кур, кроликов, карпов и даже экзотичных кенгуру.
Движение небесных тел тоже ежечасно меняет облик сада. В японском языке даже существует специальное слово для обозначения процесса любования луной -«цукими». Для этого строят беседки и помосты, ориентированные на небесный путь луны. По народным поверьям, в августе именно ее холодный свет разжигает осенние краски в природе.
Августовское небо вообще богато событиями. В средней полосе России в это время можно наблюдать не только луну, но и метеоритные «дожди», так называемые падающие звезды. Это природное «шоу» можно добавить к прочим осенним красотам сада.
Движение воды передает целую гамму значений. Быстротекущий водный поток ассоциируется с весной, пробуждением, молодостью. Особенно усиливает это впечатление водный каскад, игра воды на порогах, камнях. Поток средней силы ассоциируется с летом, зрелостью. Спокойно текущая вода заставляет задуматься о прожитых годах. Именно так трактуют «язык» воды восточные философы.
Нельзя сбрасывать со счетов движение растений. Есть в этом особая прелесть, грация, изящество.
Стоит хотя бы раз понаблюдать за колышущимся от ветра пшеничным полем, подрагивающими на тонких побегах колокольчиками, «танцующими» листьями осин...
В саду под напором ветра грациозно изгибаются ветви кустарников, подрагивают цветы, по некошенному лугу пробегают изумрудные волны.
Графика крон деревьев, кустарников, лиан порой позволяет наблюдать застывшую картину движения в виде изогнутых, замысловато переплетенных ветвей. Селекционеры ищут в природе и направленно создают новые формы растений с особой грацией, например, плакучие формы хвойных, сорта ив и лещины с волнообразно изогнутыми и поникающими побегами.
Самые прекрасные сады и парки часто сравнивают с музыкальными произведениями. И это не случайно. Рисунком планировки саду задается определенный ритм. Смена видов растений в садах и парках должна происходить не реже, чем через 20-30 метров. Проектировщик может заложить в саду определенный эмоциональный ритм, который будет сопровождать человека во время прогулки. Одни картины кажутся веселыми, например, желтый цветник. Другие, скажем, теневой сад с папоротниками, грот с водным источником манят своей таинственностью. Исчезающая за поворотом дорожка или сверкающая за деревьями водная гладь возбуждают любопытство...
Ландшафтное искусство, как никакое другое, способно манипулировать самой широкой гаммой человеческих чувств, включая тончайшие оттенки душевного состояния. В музыкальной мелодии одна и та же нота, повторенная несколько раз, уже не производит должного впечатления. Так и в саду, монотонность и однообразие понижают тонус восприятия. Монотонными кажутся длинные прямые линии, например, изгородь. Однако, если вдоль нее высадить разнообразные группы растений, это ощущение пропадет. В небольшом саду лучше избегать частых повторов, монотонных прямых линий и плоских поверхностей.
Интересный прием ландшафтной планировки - пунктуация. Группа из растений или малая архитектурная форма повторяется по площади сада несколько раз, объединяя его в целостную композицию. Повторы, яркие пятна одновременно цветущих растений лучше располагать по диагонали через плоскость сада, а не вкруговую. Такое расположение побуждает неоднократно пересекать взглядом плоскость сада, что иллюзорно увеличивает его площадь.
Повтор одного и того же вида растений в цветниках через равные промежутки, то есть в простом ритме, способствует целостности всей композиции.
Зная эти «секреты», веками наработанные ландшафтниками всего мира, можно создать наиболее близкий характеру и образу жизни хозяев сад душевного комфорта.
Е. Черняева
Журнал "Новый Дом", июль, 2000