Суббота, 2024 Апр 20, 7:45 AM
На главную Форум Регистрация Вход
Добро пожаловать, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 8
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 7
  • 8
  • »
Модератор форума: irusia, xlera  
Форум » ДОМАШНИЙ ОЧАГ » Цветы в доме » Садовый дизайн для начинающих (основы садового дизайна природного стиля)
Садовый дизайн для начинающих
morelaДата: Суббота, 2007 Авг 04, 2:06 PM | Сообщение # 11
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Оформление цветника

Площадь, отведенную под цветник, желательно подготовить еще с осени – перекопать на глубину не менее 25-30 см. При этом следует удалить корни и корневища многолетних сорняков, внести навоз, перегной, компост из расчета 8-10 кг на 1 кв. м.

Ранней весной почву снова перекапывают или рыхлят и разравнивают.
Потом на площади цветника в произвольной форме сеют семена цветов или высаживают рассаду. Далее сеют газон, укладывают каменную крошку, обрамляют цветной плиткой и бордюрными растениями.

Для такого цветника особенно хорошо подходят невысокие, обильно цветущие летники. Можно высаживать и невысокие многолетники с декоративными листьями. Приятно, когда около цветника есть скамеечка.

 
morelaДата: Суббота, 2007 Авг 04, 2:06 PM | Сообщение # 12
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Освоение любой территории необходимо начинать с создания концепции, то есть разработки дизайн-проекта будущего объекта. Вот уже более семи лет наша компания занимается разработкой проектов различной степени сложности и их реализацией, начиная с любой стадии строительства.
У каждого дома и сада, как и у каждого человека, есть свой «характер», свои нюансы, свое «настроение». Чтобы подчеркнуть эту индивидуальность, важно грамотно распланировать территорию, четко продумать стиль и дизайн, гармонично соединить отдельные элементы в общее целое.
Детальная проработка каждого отдельного элемента, их продуманное сочетание позволяют любой ландшафтной композиции проявить свою индивидуальность, не нарушая при этом общей концепции сада.
Сад не обладает ни надменной красотой, ни торжественной пышностью. Скромный и душевный, он передает настроение человека – и в этом его очарование.
 
morelaДата: Суббота, 2007 Авг 04, 2:07 PM | Сообщение # 13
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
«Каменная лужа»
Объехав несколько европейских стран и побывав во всевозможных парках, садах и частных владениях, я сделал вывод, что водоемы классической формы в ландшафте встречаются практически везде, но они разительно отличаются от той «классики», к которой привыкли мы. Водоемы можно увидеть не только в парках, среди аллей, но и на небольших улочках, что раскрывает разнообразие их размеров и форм. Прогуливаясь по лесным тропкам, можно наткнуться на маленький геометрический водоем со стоящей рядом скамеечкой.

Зачастую водоемы можно встретить в настолько неожиданном месте, что большинство ландшафтных архитекторов в один голос сказали бы, что классическому водоему в лесу не место, тем более такому маленькому, его место в парке или сквере. Но, увидев эту красоту своими глазами, они согласились бы, что для него просто не могло существовать другого места.

При посещении частного сада с великолепными злаками, декоративными кустарниками и шикарными цветниками нам открывается строгий водоем правильной формы. В нем нет растений, а вода настолько непрозрачная и зеленая, что кроме неба и облаков в ней ничего не видно. Все замирают, глядя на это зеркало воды, и нельзя не признать красоту этого простого, но так гармонично вписанного в ландшафт водоема.

После таких прозрений начинаешь задумываться, что классический водоем - не призрак старинных парков и замков. Это то, что не просто можно, но и нужно использовать у себя на участке. Ведь на небольшой территории значительно легче вписать водоем правильной геометрической формы, чем пытаться создать пейзажный водоем, которому зачастую требуется гораздо большее пространство, да и сам водоем, по-хорошему, должен быть более внушительных размеров, чем 3х3 метра.

Проблема заключается еще и в том, что многим не удается добиться внешней схожести рукотворного водоема с его естественным собратом. Излюбленные всеми формы «боба» или «восьмерки» начинают раздражать глаз. Складывается такое ощущение, что это какое-то распоряжение, спущенное «сверху» и обязательное для выполнения на всех участках.
При создании искусственного водоема надо понимать его назначение и, в первую очередь, цель, которую вы преследуете при создании такого сложного устройства у себя на участке. Практика показывает, что идеальный водоем в нашем понимании это гибрид между бассейном с его прозрачно-голубой водой, аквариумом с возможностью наблюдать за рыбами и за всем, что творится на дне, и природным прудом или озерком с нимфеями, ирисами и т. д. Возможно ли такое?
Поэтому я попросила мужа создать у меня такую лужу


Сообщение отредактировал morela - Суббота, 2007 Авг 04, 2:13 PM
 
morelaДата: Суббота, 2007 Авг 04, 2:14 PM | Сообщение # 14
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Полезные советы

Прежде чем приступить к посадке кустов, нужно выбрать и подготовить для них место. Решение о выборе места Вы можете принять сами или воспользоваться услугами ландшафтного архитектора по ландшафтам. Сам процесс подготовки места не является особенно сложным, однако нужно убедиться, какие требования предъявляют растения, которые Вы хотите посадить, к расположению и почве. Планируя посадку растений в саду, надо обратить внимание, прежде всего, на их требования. Посадка выбранных растений, только потому, что они Вам нравятся, в несоответствующем месте, даёт непродолжительный эффект, и через 2-3 года эти растения начинают плохо расти и терять свою декоративность.

 
morelaДата: Суббота, 2007 Авг 04, 2:15 PM | Сообщение # 15
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Бордюр

В качестве бордюрных растений для цветников и дорожек высаживают низкорослые кустарники, кохии, долгоцветущие цветы. У клумб и рабаток – низкорослые летники и многолетники.

Из цветущих однолетних растений для бордюров лучше всего использовать низкие астры, бархатцы, лобелию, анютины глазки, маргаритки. Из многолетников следует выбрать флоксы, иберис, чистец. В качестве бордюрного растения для рабаток сажают также японскую примулу и некоторые другие виды примулы с плотной низкой розеткой листьев.

Такой бордюр требует деления примул раз в 2—3 года. Для более высокого оформления подходят астильбы, которые нужно подбирать по росту и колеру. Из декоративно-лиственных растений подойдут пиретрум золотистолиственный, сальвия, хоста.

 
morelaДата: Суббота, 2007 Авг 04, 2:15 PM | Сообщение # 16
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Советы ландшафтного дизайнера - кустарники и цветы


Сделать красивый цветник не так уж сложно: достаточно вырастить или купить рассаду понравившихся растений и посадить их по определенной схеме или просто посеять семена группами. Гораздо труднее сохранить привлекательность цветника до поздней осени. А это, как известно, требует значительных физических усилий в течение всего дачного сезона. Полив, рыхление почвы, подкормки, удаление увядших цветков, подвязывание стеблей к опорам... Но больше всего досаждает регулярное выпалывание сорняков. И, несмотря на все труды, уже к середине лета нижняя часть стеблей многих культур оголяется и желтеет, цветники приобретают неопрятный, неухоженный вид.

Как же совместить две, казалось бы, трудно сочетаемые между собой цели — иметь нарядный сад и не тратить на него все свое свободное время?
Я широко практикую смешанные цветочно-кустарниковые бордюры и группы свободного, неформального стиля. Они имеют очертания, плавно сглаженные растениями. Расплывчатые «естественные» границы позволяют располагать растения как бы произвольно. Даже не удаленные вовремя сорняки хоть и портят впечатление, но не столь бескомпромиссно, как в регулярной рабатке или клумбе.

Структурную основу смешанных композиций составляют лиственные или хвойные кустарники, разнообразные по форме и окраске. Высокие растения необходимо ограничивать в росте с помощью регулярной обрезки. Не составит труда пару раз за сезон подстричь молодые отрастающие веточки. Особое очарование и привлекательность придают саду вечнозеленые кустарники. К сожалению, большинство из них не выдерживает нашего сурового климата. Поэтому мы так ценим хвойные, прекрасные в любое время года.

В Подмосковье из лиственных кустарников замечательно сочетаются с многолетниками различные калины, спиреи, дерен, барбарис .

Для миксбордеров из огромного многообразия роз предпочитаю парковые, то есть виды и сорта морозостойких и иммунных шиповников.

Необычайно красива в таких цветниках гортензия метельчатая. Пышные соцветия, похожие на белоснежную, затем розовеющую пену, до глубокой осени поражают наше воображение. Это незаслуженно забытое растение переживает сейчас в России свое второе рождение.

К гортензии метельчатой традиционно подсаживаю пионы, хосту и ирисы, которые компенсируют ее недостаточную декоративность в самом начале лета и прекрасно дополняют кустарник осенью. (Гортензия метельчатая 'Юник', ирис болотный, можжевельники казацкий и обыкновенный, очиток видный).

 
morelaДата: Суббота, 2007 Авг 04, 2:16 PM | Сообщение # 17
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
В сочетании с кустарниками высаживаю неприхотливые травянистые многолетники и луковичные. Предпочтение отдаю культурам, которые нуждаются лишь в грамотной посадке, а затем много внимания к себе не требуют. Это пионы , гейхера, котовник, чистец, астильба, лилейник, лиатрис, папоротники, хоста, бадан, гипсофила, тюльпаны, ирисы, лилии, декоративные луки , люпины .

Тюльпаны и луки лучше сажать в непосредственной близости от многолетников с мощной орнаментальной листвой. Весной, когда пионы, папоротники или хосты еще не отросли, луковичные могут показать себя в полной красе. А потом медленно засыхающие листья прикроют многолетники.

Не менее эффектно смотрятся тюльпаны и луки среди баданов.

Вообще среди травянистых многолетников, на мой взгляд, заслуживают особого внимания неприхотливые хоста и бадан. По своей выразительности, форме и окраске листвы они удивительно соответствуют любым эстетическим тенденциям . Высаженные группами, эти растения могут создать графический рисунок композиции, а многократно повторенные в разных бордюрах — подчеркнут общий стилистический характер вашего сада. Теневыносливость бадана и хосты дает возможность размещать их с северной стороны или подбивать ими свободнорастущие живые изгороди. Вместе с тем, баданы, как и многие хосты, прекрасно растут и на солнце. При устройстве цветников, не требующих тщательного ухода, их роль неоценима, так как под их листьями практически не растут сорняки.

Варианты сочетаний кустарников и многолетников бесчисленны. Например, всегда актуальны классические комбинации роз и лилий с лавандой или гипсофилой.

Прекрасным обрамлением для садовых роз служит можжевельник чешуйчатый 'Блю Карпет'. (Роза, сосна горная 'Муго', можжевельник чешуйчатый 'Мейери', хоста, дернина из очитка испанского) Его пушистые голубовато-зелеными ветви прикрывают голую землю вокруг роз, не только создавая им гармоничный насыщенный фон, но и согревая корни, сохраняя почвенную влагу. В тени его ветвей, среди опавшей хвои почти не растут сорняки.

Наиболее естественно выглядят цветники, в которых листва невысоких растений смыкается, прикрывая землю. Идеальным заполнением промежутков между растениями служат почвопокровные. Многие из них, образуя плотные дернины, препятствуют росту сорняков, способствуют сохранению в земле влаги и не дают образоваться почвенной корке. В этой роли особенно хороши у меня в саду очиток испанский, камнеломка дернистая, гвоздика травянка.

Не надо забывать и о красоте двулетников. Органично вписываются в садовый ландшафт наперстянки. Их группы выглядят очень стильно и эффектно.

Чудесно смотрятся среди крупных многолетников кустики анютиных глазок . Если обычно их стебли к середине лета вытягиваются, нижние листья желтеют, то здесь же, прикрытые соседями, они оживляют сад до самого снега. Турецкая гвоздика расцвечивает участок мощными цветовыми пятнами, к тому же обладает чудесным ароматом. Эти и другие двулетники замечательны еще и тем, что однажды посаженные, они поселяются в саду навсегда, возобновляясь самосевом из года в год. Нужно только в начале осени перенести подросшие сеянцы на место прежних или в другое подходящее место.

Стилистически подходят к смешанным композициям и некоторые летники. Так, рассыпав весной кое-где по семечку эшшольции, вы спустя месяц-другой обнаружите удивительно изящные ярко-желтые цветки, парящие, как бабочки, над серебристо-пепельной ажурной листвой. К сожалению, при посадке отдельной группой, их вытянувшиеся, увядающие к середине лета поблекшие стебли неизбежно испортят общее впечатление от цветника. В миксбордере это не бросается в глаза благодаря крупным листьям многолетников, растущих рядом. Потерявшее декоративность или погибшее растение можно просто удалить, без ущерба для всей композиции.

Сочетание кустарников с цветами придает саду гармоничный и достойный облик, при этом даже некоторая небрежность в уходе не режет глаз, а выглядит вполне естественно.

С. ЧИЖИКОВА,
ландшафтный дизайнер
Фото А. ОСАДЧЕГО
Журнал «Цветоводство», 5, 2004

 
morelaДата: Суббота, 2007 Авг 04, 2:17 PM | Сообщение # 18
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Водоем за 11 «шагов»

У нас сооружение декоративного водоема заняло несколько лет и превратилось в настоящий долгострой. Сегодня мы бы уложились в гораздо более короткие сроки. Уже известно, что предстоит сделать и купить, предусмотрены возможные случайности и определена по шагам последовательность работ.

Шаг 1. Проектируем
За решение сделать небольшой декоративный пруд все члены семьи проголосовали единогласно. Для него было выбрано место около разросшегося куста садовой калины. Рядом с водой всем хотелось иметь небольшую альпийскую горку, а куча битых кирпичей вполне могла бы стать ее основой.

Неожиданно возникли разногласия при выборе материала, из которого предстояло соорудить водоем. Нужно было определиться, вкопать ли в землю готовую жесткую форму, забетонировать ли дно и стенки или использовать гибкую (пленочную) гидроизоляцию. Сошлись на пленке из поливинилхлорида, которая позволяла придать нашему прудику самую замысловатую форму. А так как опытные люди подсказали место, где этот материал продавался по весьма приемлемой цене, то все сомнения отпали разом, и мы окончательно остановились на последнем варианте. В продаже бывает ПВХ-пленка разной толщины, и при выборе следует учитывать глубину бассейна, от которой напрямую зависит нагрузка воды на гидроизоляцию. Так, при глубине пруда до 80 см подойдет пленка толщиной в 0,5–0,8 мм; до 1,5 метра — в 1 мм, для более глубоких бассейнов — в 1,5 мм.

Шаг 2. Копаем
Пришло время брать в руки лопату и копать яму на месте будущего водоема. Размеры котлована должны быть несколько больше размеров самого резервуара с водой, так как включают и глубину песчаной подушки, страхующей пленку от повреждений, и объем других защитных материалов.

Перед началом работы мы обозначили лишь общий контур будущего пруда — геометрически правильный овал. В результате плавного изгиба и некоторой коррекции его линии получилась именно та форма, которая нам всем очень понравилась. Яма постепенно приобретала очертания будущего ложа пруда. Мы сделали стенки достаточно пологими (около 35–40.С), предусмотрели и уступ для камней и водной растительности. Очень важно, чтобы все стороны котлована были одинаковыми по высоте. Дно должно быть тщательно выровнено; а так как рискованно полагаться лишь на собственный глазомер, то приходится пользоваться установленным на непрогибающейся ровной доске уровнем.

Шаг 3. Насыпаем
Рядом с водоемом с самого начала планировалась невысокая альпийская горка. Пришло время заняться ею, так как уже было видно, как можно согласовать форму горки с очертаниями пруда. Кроме того, работы с камнями, землей и растениями лучше проводить без опасения засорить готовый бассейн. Примыкающая к пруду сторона рокария была сделана почти отвесной из камней, скрепленных друг с другом цементным раствором. Между ними были оставлены карманы с землей для различных растений. Ухаживать за ними удобно, стоя на «набережной». Противоположную часть рокария мы оставили «на потом».

Шаг 4. Считаем
На этом этапе предстояло произвести некоторые математические расчеты, чтобы знать, сколько пленки купить. Мы провели два измерения, которые позволили прикинуть длину и ширину необходимого покрытия. Сначала разложили длинную бечевку прямо по земле на дне, стенках и уступах котлована, повторив все имеющиеся изгибы. Она как бы соединяла два самых отдаленных места на противоположных берегах по длине бассейна. Затем прибавили по 20 см с каждой стороны на загиб. Подобным образом разложили в самом широком месте поперек пруда и вторую, более короткую бечевку и прибавили удвоенный размер припусков на подгибку (20 5 2 см). Эти бечевки пересеклись на дне под прямым углом. Измерив величину каждой бечевки, мы получили представление о примерной длине и ширине гидроизоляции. Помня, что «скупой платит дважды», купили пленку с запасом на достаточно сильную усадку после наполнения водоема водой. Такой подход к измерению гарантирует, что не придется столкнуться с печальной ситуацией, когда после заполнения пруда окажется, что пленки-то не хватает! Конечно, будут отходы — срезанная на углах и по краям гидроизоляция. Ее нужно сразу же убрать на случай ремонтных работ.

Шаг 5. Зачищаем
Я дополнительно отгородила куском прочного пластика корни калины, чтобы они в дальнейшем не проросли через пленку. Кроме того, мы очистили дно и стенки ложа от всех камней. Известно, что после зимы они начинают «гулять» в земле, то поднимаясь ближе к поверхности, то опускаясь вниз. Случайно оставленный камешек, на который будет давить большой объем воды, рано или поздно повредит пленку. Я считаю, что не стоит следовать советам некоторых мастеров по благоустройству участков и засыпать под пленку смесь песка с гравием. В первое время такой каркас действительно позволит удержать от осыпания излишне крутые боковые стенки, но всегда будет оставаться потенциально опасным для покрытия.

 
morelaДата: Суббота, 2007 Авг 04, 2:17 PM | Сообщение # 19
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Шаг 6. Уберегаем
Мы насыпали на дно и стенки пруда тщательно просеянный песок слоем в 15 см. Для того чтобы иметь ориентиры, временно были вбиты в землю и выровнены по высоте колышки, по которым можно легко определять глубину песчаной подушки при ее подготовке. После окончания работ они сразу же убираются. На дно ложа водоема и на нижнюю часть стенок мы уложили рубероид, который стал дополнительной защитой для покрытия. Вместо рекомендуемого синтетического войлока мы подстелили под пленку несколько слоев синтепона.

Шаг 7. Изолируем
Укладка гидроизолирующего материала — пожалуй, наиболее ответственный момент во всей операции по сооружению пруда. Сначала нужно развернуть рулон или сверток с пленкой, затем растянуть ее над ямой и только после этого аккуратно уложить на ложе водоема, распределяя так, чтобы с каждой стороны оставался запас покрытия. Так как пленка довольно тяжелая, то понадобятся помощники. Все складки приходится равномерно распределять, разглаживая рукой. На этом этапе работ не нужно торопиться отрезать края пленки, так как она может еще подтянуться после наполнения бассейна.

Шаг 8. Наливаем
Заполнение готового резервуара водой можно сравнить с выпускным экзаменом. К нему долго готовились, и наконец пришло время проверить, насколько все правильно и основательно сделано. На дно опускается конец шланга, и пруд постепенно заполняется водой. Время от времени делаются небольшие перерывы, нужные для равномерного распределения гибкой гидроизоляции по ложу водоема.

Шаг 9. Мостим
Я отрезала лишние края покрытия, оставив около 20 см для подгибки со всех сторон. Пришлось на края пленки временно уложить несколько тротуарных плиток и плоских камней для того, чтобы сильный ветер не скидывал ее концы в воду. Само собой получилось неплохое «наглядное пособие» по выбору окончательного варианта оформления водоема. По первоначальному плану пруд должен был быть окантован плоскими камнями, уложенными по всему периметру. Но набережная из грубой тротуарной плитки понравилась нам гораздо больше. В книгах и журналах советуют уложить окаймляющие материалы над краем берега так, чтобы получился напуск в 5–8 см. Он действительно позволяет скрыть оставшуюся полоску голой гидроизоляции, но, по-моему, эта затея может кончиться плохо, если случайно наступить на такой козырек. А задрапировать пленку можно и растениями или красиво уложенными камнями. Кроме того, есть специальное покрытие, на поверхность которого заводским способом нанесена галька или мелкие камешки. Из него можно нарезать полосы нужной величины и уложить их в открытых местах.

Шаг 10. Оформляем
Водоем перед домом чисто декоративный, а не спортивный, и мы его строили с целью воссоздать окультуренный уголок дикой природы. Нам удалось по-разному организовать пространство около воды. Например, часть достаточно крупных камней лежит прямо на берегу, так как под низко склоненными над водой ветвями дерева не то что не пройти, но и проползти невозможно. Ступенька-откос позволила сделать в нескольких местах красивые галечные отмели. А вот в центральной части бассейна камней нет совсем — темное пятно создает ощущение глубины в этом месте, кажется, что внизу настоящий омут. На дно брошено несколько больших кусков древесного угля, который является прекрасным природным абсорбентом и тормозит процессы гниения органики в воде. Мы не стали покупать много дорогостоящей гальки и обошлись более дешевыми камнями в тех местах, где их не видно. Все находящиеся в воде камешки гладкие и не имеют острых углов, кроме того, они не боятся влаги и не начнут со временем расслаиваться и крошиться.

Шаг 11. Заселяем
В пруду площадью чуть больше 6 кв. м и глубиной в 75 см достаточно быстро установилось биологическое равновесие. Чтобы не увеличивать количество органики, осенью нам приходится собирать с поверхности воды опавшие листья с куста бульденежа. На зиму мы опускаем в воду несколько небольших бревнышек, которые уменьшают давление льда на стенки бассейна и уберегают от кислородного голодания подводную флору и фауну. Нами проверено, что пруд позволяет узнать погоду на ближайшее время. Перед дождем вода становится особенно прозрачной, в жаркую сухую погоду — мутнеет. Осветляется вода также перед заморозками и резким похолоданием.

Из живности в нашем водоеме живут пока только улитки, которые ведут полусонное существование, да бегают по поверхности воды водомерки и жуки-плавунцы, которых время от времени, к нашему огорчению, уничтожают трясогузки. Уже появились и вечные спутники воды — стрекозы.

А. АНАШИНА

АиФ на даче, 11, 2005

 
morelaДата: Суббота, 2007 Авг 04, 2:19 PM | Сообщение # 20
Творческая натура
Группа: Проверенные
Сообщений: 1688
Репутация: 2
Статус: Offline
Магия движения
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. Тютчев

Многие садоводы-любители, особенно начинающие, полагают, что сад может быть красив только по той причине, что он наполнен прекрасными цветущими растениями. Однако глубокие виды — «миловиды» по-старинному - украшают сад не меньше пышноцветущей растительности. Есть и другие приемы, позволяющие превратить «участок» в настоящий волшебный уголок, не впадая в зависимость от капризных «подданных Флоры».

Вопреки общепринятому мнению о неподвижности растений, рукотворные сады могут обладать иллюзорным движением, запечатленным в линиях и формах. Динамика и статика композиций определяется абстрактными линиями, просматривающимися в ней.

Вертикальная линия кажется динамичной. Она изображает движение снизу вверх. В ландшафтных композициях эта линия представлена вертикальными формами крон — конической, пирамидальной, растущими вверх ветвями , побегами, соцветиями растений , фонтанами, скульптурой, подпорными стенками и т.д.

Волнующая, агрессивная, тревожная линия вертикали всегда выделяется из фона, привлекает внимание. Это ее свойство используют для акцентирования входов, въездов, дальних планов. Она может «вести» за собой по саду внимание наблюдателя.

Обилие вертикалей в композициях придает саду торжественную напряженность, а чрезмерное использование - ощущение тревоги, мрачности. Вертикали уместны в садах на рельефе, в окружении гор и холмов. Тогда линии сада будто вторят окружающему ландшафту, повторяют его очертания.

Горизонталь, которая в первую очередь ассоциируется с неподвижной линией горизонта, передает ощущение покоя, устойчивости, прочности. В ландшафтных композициях это плоские поверхности газона , мощения, воды, подпорные стенки и живые изгороди, кусты с подушковидной или стелющейся формой, малые архитектурные формы.

Горизонтальные линии не перенасыщают сад, поэтому используются часто и в большом количестве, образуя тот фон, на котором выигрышно смотрятся остальные линии и формы. В европейской части России, на равнине, горизонтальные линии доминируют в природе , формируя хорошо знакомый с детства образ спокойной, привольной, необъятной дали.

Совершенно иначе воспринимается диагональ. Излюбленная линия художников, дизайнеров, конструкторов, внутренне она уравновешена, гармонична и в то же время динамична. В ней будто два полюса - верхний и нижний, близкий и дальний. Изогнутая или изломанная диагональ - основа регулярного стиля планировки. Обе линии имеют внутренний ритм, заключенный в частоте и величине изломов. Очертания газона, мощение, цветники, дорожки - все это может быть правильной зигзагообразной линией .

Плавно изогнутая диагональ «изображает» струящееся волнообразное движение, ритм которого определяет величина и частота «волн». В природе она повсюду: абрис крон деревьев и кустарников, очертания и пластика холмов, береговая линия рек и озер... В саду это линия газона, дорожек, мощения, водоема и т.п. Основа свободного стиля сада - это волнистая линия. Повторяя контуры дальних холмов , излучину реки, очертания поля, эта линия зрительно связывает сад с окружающей местностью .

Движение в развитии «изображает» спиральная линия . Она свойственна и живым организмам - моллюскам, растениям и природным явлениям. Водоворот, смерч, наконец, туманности и галактики - все это спираль. Издавна эта линия применялась в строительстве культовых и мистических сооружений, святилищ, лабиринтов. В средние века ей придавали особый, мистический смысл. В садах и парках эта линия представлена планировочной осью, вдоль которой разворачиваются садовые картины, сменяющие одна другую.

Преобладание статичных или динамичных линий на плане сада во многом определяет общую его картину, характер, непосредственное воздействие на людей, находящихся в нем. Даже рисунок мощения может повлиять на восприятие сада. Продольные швы мощения создают иллюзию движения и побуждают человека убыстрить шаг. Поперечные по ходу движения призывают к остановке, замедлению шага. Зная это, проектировщик может манипулировать движением людей по саду, побуждая их быстрее проходить мимо неприглядных мест и задерживаться там, где есть чем полюбоваться.

Статичный сад больше располагает к пассивному созерцательному отдыху, динамичный - к прогулкам и занятиям спортом.

Площадка для отдыха тяготеет к статичным линиям и формам, прогулочные дорожки своими изгибами манят пройтись по саду.

Целостность композиции может придать какая-то одна главная линия, проходящая по всей территории сада. Она задает ритм движения, динамику и стиль.

В саду присутствует и реальное движение. Это рост растений, текущая вода, летающие птицы и насекомые, двигающиеся животные, луна и солнце, ветер и облака. Чем естественнее картина, чем больше в ней жизни, тем она прекраснее.

Издавна для создания естественного движения в сады и парки запускали фазанов, павлинов, ланей, лебедей, декоративных кур, кроликов, карпов и даже экзотичных кенгуру.

Движение небесных тел тоже ежечасно меняет облик сада. В японском языке даже существует специальное слово для обозначения процесса любования луной -«цукими». Для этого строят беседки и помосты, ориентированные на небесный путь луны. По народным поверьям, в августе именно ее холодный свет разжигает осенние краски в природе.

Августовское небо вообще богато событиями. В средней полосе России в это время можно наблюдать не только луну, но и метеоритные «дожди», так называемые падающие звезды. Это природное «шоу» можно добавить к прочим осенним красотам сада.

Движение воды передает целую гамму значений. Быстротекущий водный поток ассоциируется с весной, пробуждением, молодостью. Особенно усиливает это впечатление водный каскад, игра воды на порогах, камнях. Поток средней силы ассоциируется с летом, зрелостью. Спокойно текущая вода заставляет задуматься о прожитых годах. Именно так трактуют «язык» воды восточные философы.

Нельзя сбрасывать со счетов движение растений. Есть в этом особая прелесть, грация, изящество.

Стоит хотя бы раз понаблюдать за колышущимся от ветра пшеничным полем, подрагивающими на тонких побегах колокольчиками, «танцующими» листьями осин...

В саду под напором ветра грациозно изгибаются ветви кустарников, подрагивают цветы, по некошенному лугу пробегают изумрудные волны.

Графика крон деревьев, кустарников, лиан порой позволяет наблюдать застывшую картину движения в виде изогнутых, замысловато переплетенных ветвей. Селекционеры ищут в природе и направленно создают новые формы растений с особой грацией, например, плакучие формы хвойных, сорта ив и лещины с волнообразно изогнутыми и поникающими побегами.

Самые прекрасные сады и парки часто сравнивают с музыкальными произведениями. И это не случайно. Рисунком планировки саду задается определенный ритм. Смена видов растений в садах и парках должна происходить не реже, чем через 20-30 метров. Проектировщик может заложить в саду определенный эмоциональный ритм, который будет сопровождать человека во время прогулки. Одни картины кажутся веселыми, например, желтый цветник. Другие, скажем, теневой сад с папоротниками, грот с водным источником манят своей таинственностью. Исчезающая за поворотом дорожка или сверкающая за деревьями водная гладь возбуждают любопытство...

Ландшафтное искусство, как никакое другое, способно манипулировать самой широкой гаммой человеческих чувств, включая тончайшие оттенки душевного состояния. В музыкальной мелодии одна и та же нота, повторенная несколько раз, уже не производит должного впечатления. Так и в саду, монотонность и однообразие понижают тонус восприятия. Монотонными кажутся длинные прямые линии, например, изгородь. Однако, если вдоль нее высадить разнообразные группы растений, это ощущение пропадет. В небольшом саду лучше избегать частых повторов, монотонных прямых линий и плоских поверхностей.

Интересный прием ландшафтной планировки - пунктуация. Группа из растений или малая архитектурная форма повторяется по площади сада несколько раз, объединяя его в целостную композицию. Повторы, яркие пятна одновременно цветущих растений лучше располагать по диагонали через плоскость сада, а не вкруговую. Такое расположение побуждает неоднократно пересекать взглядом плоскость сада, что иллюзорно увеличивает его площадь.

Повтор одного и того же вида растений в цветниках через равные промежутки, то есть в простом ритме, способствует целостности всей композиции.

Зная эти «секреты», веками наработанные ландшафтниками всего мира, можно создать наиболее близкий характеру и образу жизни хозяев сад душевного комфорта.

Е. Черняева

Журнал "Новый Дом", июль, 2000

 
Форум » ДОМАШНИЙ ОЧАГ » Цветы в доме » Садовый дизайн для начинающих (основы садового дизайна природного стиля)
  • Страница 2 из 8
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 7
  • 8
  • »
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz