Что же такое наша новая филармония? Символ города? Его гордость? Или один из самых скандальных строительных проектов XXI века в Германии? Ответ не может быть однозначным. Ах, если бы все в нашей жизни происходило так, как было задумано…
А планировалось совершенно иначе… Филармония на Эльбе должна была строиться главным образом на пожертвования, лишь небольшую часть средств предполагалось получить из городского бюджета. Известные своими вложениями в развитие культуры и образования меценаты супруги Греве, глава концерна ОТТО Михаэль Отто, а также фонд Германн-Реестма выделили пятьдесят семь миллионов евро на строительство. По расчетам, дотации от города в размере двадцати миллионов евро и пожертвованных пятидесяти семи миллионов должно было хватить на постройку филармонии. На дворе был 2003 год… К декабрю 2012-го эта сумма возросла прямо-таки чудовищно – 575 миллионов евро стоит теперь филармония на Эльбе, из них 521 миллион должен заплатить из своего бюджета Гамбург, т.е., его налогоплательщики, в том числе – и мы с вами, дорогие читатели.
Первые эскизы сделаны еще в 2003 году. Архитектор Александр Герард и искусствовед Яна Марко предложили построить в самом большом порту страны функциональное здание – сочетание концертного зала, жилого дома с частными квартирами и отеля.
Основой нового здания служит бывший склад какао и кофе Kaispeicher A – единственный в районе Speicherstadt, расположенный в глубоководной зоне порта. В ходе строительства от склада, называемого еще королевским (Kaiserspeicher), остались лишь мощные стены из красного кирпича. Внутри будут звукозаписывающая студия Kaistudio и подземная парковка на 510 мест. Над складом надстраивается стеклянный фасад с арочными элементами и асимметрично изогнутой крышей. Конструкция стеклянного фасада, самый высокий угол которого возвышается над уровнем воды на 110 метров, состоит из 2200 стекол, а чтобы посетителей могли подняться на крышу, сделают специальный эскалатор длиной 82 метра. Между кирпичной основой и стеклянной надстройкой будет доступный для всех атриум «Плаза» – так называемый промежуточный холл, из которого зрители смогут попасть в концертные залы, туристы – в отель, а жильцы – к себе домой.
47 частных квартир, четырехзвездочный отель, три концертных зала общей вместительностью 3000 мест и постоянный «дом» для симфонического оркестра NDR разместятся под одной крышей филармонии на Эльбе. Вот она, новая достопримечательность Гамбурга - величественный, привлекающий всеобщее внимание и, несомненно, оригинальный символ нашего города, нравящийся всем и, главное, в денежном плане реально осуществимый. Такова была картина в 2005 году… Текст: Наталия Науменко
Код
Идея пришлась по душе гамбургским властям и тогдашнему бургомистру Оле фон Бойсту, и в 2007 году началось строительство, которое было доверено лидеру строительного рынка Германии и пятому в мире по величине строительному концерну Hochtief из Гессена.
Что же пошло не так? Что стало причиной увеличения стоимости строительства? Как могли власти и концерн так ошибиться в расчетах? И на эти вопросы нет однозначного ответа, ведь виноваты оказались все…
Еще в 2005 году городской Сенат начал подыскивать иcполнителей грандиозного проекта. Контракт, подписанный городом, архитекторами и концерном Hochtief, представлял собой сложную триаду, в которой городу отводилась роль посредника. Этот контракт и породил начало распрей: желания архитекторов возрастали и менялись, Hochtief требовал окончательных решений, цена проекта росла. Архитекторы открыто критиковали слишком быстрый темп строительства филармонии, но остались неуслышанными.
2 апреля 2007 года правительством был с помпой заложен символический первый камень в фундамент новой филармонии, и строительство началось. Пытаясь подстроиться под часто меняющиеся планы архитекторов, и стремясь угодить всем и уложиться при этом в сроки, концерн Hochtief принялся за работу быстро и хаотично. И цену за осуществление проекта поднимал исправно до тех пор, пока она не возросла почти вдесятеро (по сравнению с первоначальным планом 2003 года).
За это время власть в Гамбурге поменялась: Оле фон Бойст уступил бургомистерское кресло
Кристофу Альхаусу, а тот, в свою очередь, - нынешнему бургомистру Олафу Шольцу. А строительство филармонии все еще не закончилось. Концерн, к сожалению, с задачей не справился… И немудрено, ведь, по словам Олафа Шольца, на 31 января 2012 года даже не было окончательного и полного плана постройки. А как может фирма окончить постройку, если она не знает, как в конечном итоге должна выглядеть наша долгожданная грандиозная филармония? Поэтому еще в ноябре 2011 концерн Hochtief приостановил работы для выяснения дальнейших обстоятельств.
Именно на бургомистра Олафа Шольца легла вся ответственность за завершение строительства, начавшегося 9 лет назад. Рассматривались следующие варианты: остановить строительство и вовсе закрыть проект, позволить концерну Hochtief закончить его или передать «бразды строения» другой фирме, попросту говоря – нанять других строителей. Принятое в конце декабря 2012 года решение – дать фирме Hochtief закончить строительство – не было легким для бургомистра: аргументы ”за” и “против” были весомыми. Но передача проекта другой фирме, не знающей особенностей строительства наполовину готового здания, означала бы еще большую задержку во времени и, возможно, еще большие расходы…