ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ПОКРОВСКОГО ХРАМА
Судьба умершего человека остаётся неопределённой до второго пришествия. Сам он уже не в силах что-то изменить: его земная жизнь завершилась. Но живые, любящие его люди, молясь за вечную душу, могут помочь в решении посмертной участи. Так учит Православная церковь. Потому в России и придавалось особое значение кладбищенским церквам, а поминальные обряды обретали общенародный характер и всепримиряющий смысл – Радоница, Троицкая суббота, Димитриевская...
ПРЕДЫСТОРИЯ
Покровская церковь изначально кладбищенской не была. Этот второй приходской храм Владивостока построили в 1902 году благодаря содействию епископа Евсевия, первого главы Владивостокской епархии. Ровесник Владивостока, истинный служитель веры и прекрасный организатор, он участвовал в строительстве почти всех церквей Приморской области, в состав которой входили тогда Сахалин и Камчатка. Удивительный человек — от него, несмотря на строгость, не хотели переводиться на лучшие места священники, служившие с ним в архиерейском доме. Городская Дума, для которой авторитет Евсевия был непререкаем, выделила деньги и отвела участок под строительство храма на окраине города, за улицей Уткинской – в те годы она носила символическое название Последней. В строительный комитет вошли самые именитые люди Владивостока: В.П. Бабинцев, М.К. Фёдоров, П.М. Пономарёв, М.И. Суворов, А.В. Суханов… Многим из них было суждено найти последнее успокоение на Покровском кладбище.
Первым в церковной ограде похоронили по решению городской Думы Владимира Пьянкова. Младший из трёх братьев-купцов, прозванных на Дальнем Востоке “водочными королями”, он был убеждённым трезвенником и любителем книг. Деньгами не швырялся, но всегда находил их на строительство школ и училищ, на нужды науки. Не случайно Общество изучения Амурского края избрало его своим казначеем. Владимир Пьянков умер от туберкулёза в расцвете лет, и Владивосток искренне скорбел об утрате.
В церковной ограде погребены люди, стоявшие у колыбели города и составившие его славу. Один из них – Михаил Фёдоров, первый председатель городской Думы, первый владивостокский голова. Выделив из городской казны десять тысяч рублей на строительство Покровского храма, Фёдоров держал строительство под постоянным контролем, присутствовал на торжественном освящении, а четыре года спустя нашёл здесь свой последний приют…
Место для храма выбиралось с его участием: на возвышении, на перекрестье дорог. Возведённая на склоне сопки, Покровская церковь видна была с полуострова Шкота и с мыса Чуркина. Если смотреть сверху, с нынешнего Партизанского проспекта, то создавалось впечатление, что она парит между небом и морем. Пятиглавый храм был рассчитан на семьсот человек, но по праздникам вмещал и тысячу. Просторный и светлый благодаря высокому центральному куполу и большому количеству окон, он имел три входа и колокольню с западной стороны. Чистый звон колоколов плыл над Амурским заливом, над Золотым Рогом, отгоняя от города тёмные силы. Но тучи всё сгущались…
В 1923 году губернский исполком принял решение о закрытии Покровского кладбища, которое с течением времени оказалось в самом центре города, среди населённых кварталов. В 1932 году решено было закрыть и Покровскую церковь. А в 1935 её взорвали, чтобы разбить на месте кладбища городской парк культуры и отдыха. Над городом неделями висела кирпично-известковая взвесь, а молодёжь трудилась на нескончаемых субботниках. Планы были грандиозные: парк общей площадью 75 гектаров должен был охватить почти всю Куперовскую падь, спускаясь к пляжам Амурского залива через аркаду над полотном железной дороги. Газета “Красное знамя” сообщала о новых аллеях, детских уголках, качелях-каруселях, малом театре… но умалчивала о том, что памятник Ленину установлен на фундаменте снесённой церкви, танцплощадка – на утрамбованных могилах самых известных людей города, а комната смеха – на месте братской могилы расстрелянных в 1906 году борцов за свободу – своих же братьев-революционеров! Вандализм на кладбище начался задолго до взрыва: сначала ночами, а потом и средь бела дня рушились надгробия, разорялись захоронения. Около 200 тонн ценного мрамора было продано Коммунстроем Рыбопродукту для отделки лестниц строящегося дома – теперь он известен владивостокцам как Серая лошадь. Остатки взорванной церкви разобрали по кирпичику и построили через дорогу здание Владивостокского педагогического института – будущий Дальневосточный государственный университет. Вряд ли молодёжь, работавшая на субботниках, знала о том, что из материалов, оставшихся после строительства Покровской церкви, была в своё время построена приходская школа для детей Корейской слободы, а заведовал ею священник Василий Попов, первый настоятель Покрова, в 1923 году арестованный, а в 1924-м – скоропостижно умерший. Он также был похоронен рядом с храмом…
Говорят, что места, где стоят церкви, – намоленные, святые. Вокруг Покровского храма погребено столько людей, достойных самой светлой и благодарной памяти потомков, что земля эта воистину может считаться священной. Среди них — архитектор Фёдор Постников, вольный шкипер Фридольф Гек, меценат-строитель Михаил Суворов, редактор первой газеты “Владивосток” Николай Соллогуб, первый староста города Яков Семёнов, владелец первого дальневосточного пароходства Михаил Шевелёв, заведующая первой прогимназией Анна Салманова… Потомки декабриста Бестужева и поэта Пушкина, всемирно известные учёные и знаменитые путешественники, служители веры и военачальники – все они своим жизненным примером, своим служением Отечеству заложили духовные основы Владивостока
Семьдесят лет спустя началось возвращение этой памяти, очищение исторических истоков, покаяние. Парк в 1990 году был объявлен мемориальным, через несколько лет возвели небольшой храм Иоанна Кронштадтского, а недавно над городом вновь вознеслись купола воскресшего Покровского собора, красота которого заставляет замирать всех – и верующих и неверующих. Комсомолка тридцатых годов, убеждённая атеистка неожиданно призналась: “Такое чувство, что у города появилось сердце. Даже удивительно, как мы без него жили?”
И правда…