Архитектурный памятник XVII века Воскресенский Новоиерусалимский монастырь находится в подмосковном городе Истра. По замыслу его основателя патриарха Никона (1605-1681), новый монастырь должен был воссоздавать образ Святой земли - Иерусалима (отсюда и название - Новый Иерусалим), а главный собор - храм Гроба Господня в Иерусалиме. Река Истра была переименована в этом месте в Иордан (Иордань), а окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия (Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон). Чтобы сходство было максимально близким, в Палестину были отправлены мастера, которые произвели точные обмеры и составили чертежи храмов. По сравнению с настоящим Иерусалимом масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены, так что монастырь представлял собой именно образ Святой земли, а не попытку ее собою заменить. Главный собор монастыря - Воскресенский - был построен в 1658-1685 годах. Его планировка довольно точно соответствует прототипу - храму Гроба Господня в Иерусалиме (Палестина, IV век). Внутренняя же и внешняя отделка были придуманы лично Никоном и потому совершенно другие. Помимо этого на территории монастыря расположены Больничные палаты (1698), Трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1686-1692, символизирует Вифлеем) и палаты архимандрита (1750). Также здесь есть дворец царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века), братский корпус, Кузнечные палаты (1690-1694). Семь башен монастырской стены носят названия башен городской стены Иерусалима, и лишь восьмая надвратная, частично перестроенная во времена Елизаветы Петровны, названа Елизаветинской. В Гефсиманском саду, расположенном за Елизаветинскими воротами, находится скит (1658), в котором жил патриарх Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре, после того, как из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он сложил с себя патриарший сан. Кроме исторического значения, этот скит является примером жилого дома XVII века.
В разное время в строительстве и перестройке монастырских сооружений участвовали такие известные архитекторы, как Яков Григорьевич Бухвостов, Франческо Бартоломео Растрелли, Матвей Федорович Казаков, Андрей Никифорович Воронихин и Константин Андреевич Тон. Несмотря на то что при Петре I монастырь пришел в некоторый упадок, к середине XVIII века он постепенно превратился во влиятельный религиозный и культурный центр. В нем находилась одна из богатейших в стране библиотек, начало которой положили рукописи, собранные Никоном.
После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. В декабре 1941 года в ходе боев под Москвой во время трехнедельной оккупации монастырь взорвали: был разрушен Воскресенский собор, башни, ограда с надвратной церковью, пострадали Трапезные палаты. При взрывах и пожарах погибла вся музейная экспозиция и большая часть музейных коллекций в фондохранилищах. Сейчас монастырь практически весь (кроме колокольни и внутреннего убранства собора) восстановлен. В нем находится действующий с 1994 года Ставропигиальный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим".