Леонид Енгибаров
|
|
malva | Дата: Вторник, 2008 Сен 02, 1:45 PM | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Статус: Offline
| ЕНГИБАРОВУ - ОТ ЗРИТЕЛЕЙ Шут был вор: он воровал минуты — Грустные минуты, тут и там, — Грим, парик, другие атрибуты Этот шут дарил другим шутам. В светлом цирке между номерами Незаметно, тихо, налегке Появлялся клоун между нами Иногда в дурацком колпаке. Зритель наш шутами избалован — Жаждет смеха он, тряхнув мошной, И кричит: “Да разве это клоун! Если клоун — должен быть смешной!” Вот и мы... Пока мы вслух ворчали: “Вышел на арену, так смеши!” — Он у нас тем временем печали Вынимал тихонько из души. Мы опять в сомненье — век двадцатый: Цирк у нас, конечно, мировой, — Клоун, правда, слишком мрачноватый — Невеселый клоун, не живой. Ну а он, как будто в воду канув, Вдруг при свете, нагло, в две руки Крал тоску из внутренних карманов Наших душ, одетых в пиджаки. Мы потом смеялись обалдело, Хлопали, ладони раздробя. Он смешного ничего не делал — Горе наше брал он на себя. Только — балагуря, тараторя, — Все грустнее становился мим: Потому что груз чужого горя По привычке он считал своим. Тяжелы печали, ощутимы — Шут сгибался в световом кольце, — Делались все горше пантомимы, И морщины глубже на лице. Но тревоги наши и невзгоды Он горстями выгребал из нас — Будто обезболивал нам роды, — А себе - защиты не припас. Мы теперь без боли хохотали, Весело по нашим временам: Ах, как нас прекрасно обокрали — Взяли то, что так мешало нам! Время! И, разбив себе колени, Уходил он, думая свое. Рыжий воцарился на арене, Да и за пределами ее. Злое наше вынес добрый гений За кулисы — вот нам и смешно. Вдруг — весь рой украденных мгновений В нем сосредоточился в одно. В сотнях тысяч ламп погасли свечи. Барабана дробь — и тишина... Слишком много он взвалил на плечи Нашего — и сломана спина. Зрители — и люди между ними — Думали: вот пьяница упал... Шут в своей последней пантомиме Заигрался — и переиграл. Он застыл — не где-то, не за морем — Возле нас, как бы прилег, устав, — Первый клоун захлебнулся горем, Просто сил своих не рассчитав. Я шагал вперед неукротимо, Но успев склониться перед ним. Этот трюк — уже не пантомима: Смерть была — царица пантомим! Этот вор, с коленей срезав путы, По ночам не угонял коней. Умер шут. Он воровал минуты — Грустные минуты у людей. Многие из нас бахвальства ради Не давались: проживем и так! Шут тогда подкрадывался сзади Тихо и бесшумно — на руках... Сгинул, канул он — как ветер сдунул! Или это шутка чудака?.. Только я колпак ему — придумал, — Этот клоун был без колпака.
В. Высоцкий 1972 г.
|
|
| |
malva | Дата: Вторник, 2008 Сен 02, 1:52 PM | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Статус: Offline
|
Уже с первых своих шагов на арене Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии самые противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие коллеги Леонида вскоре стали советовать ему сменить амплуа "думающего клоуна". Стоит отдать должное Енгибарову, он не отрекся от избранного пути и вскоре доказал свою правоту.
Леонид Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве. Его отец (армянин по национальности) работал шеф-поваром в ресторане гостиницы "Метрополь", мать была домохозяйкой (родом из Тверской губернии). Жила семья Енгибаровых в деревянном одноэтажном домике в Марьиной Роще.
Прежде чем посвятить свою жизнь цирку, Енгибаров перепробовал несколько других профессий. Закончив среднюю школу в 1952 году, он поступил в институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нем всего полгода, он перевелся в институт физкультуры. В то время он профессионально занимался боксом и к середине 50-х сумел достичь на этом поприще хороших результатов. На первенстве Москвы по боксу в сезоне 1952-1953 годов Енгибаров одержал 9 побед и потерпел одно поражение (от соперника из Львова), В итоге он занял 3-е место в своей весовой категории. Начав в 1952 году с 3-го разряда, он в 1954 году имел уже 1-й разряд по боксу.
В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открывается отделение клоунады, и Леонид принимает решение поступить на него. Его принимают. По мнению тех, кто видел Енгибарова в те годы, уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы.
Закончив училище в 1959 году (в его аттестате была всего лишь одна тройка - по технике безопасности), Леонид отправляется в Ереван и поступает в труппу армянского циркового коллектива. Он делает первые самостоятельные шаги на профессиональной цирковой арене. Стоит отметить, что в отличие от большинства тогдашних клоунов, которые веселили зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путем и, наверное, впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.
Уже с первых своих шагов на арене Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии самые противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа "думающего клоуна". Стоит отдать должное Енгибарову, он не отрекся от избранного пути и вскоре доказал свою правоту.
Ю. Никулин вспоминал: "Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".
Что представляли собой миниатюры Енгибарова? Конечно, описывать их - дело неблагодарное, их нужно видеть. Вот описание миниатюры под названием "Жажда". В ней героя Енгибарова мучает сильная жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Естественно, он пытается до него добраться, однако дается ему это не сразу. Он много раз карабкается на постамент, падает, вновь поднимается, и так несколько раз. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берет его в руки, мысленно уже предвкушая тот момент, когда живительная влага утолит его страдания. И в тот момент, когда он уже готов опорожнить кувшин, внезапно появляется маленькая девочка. Она подходит к нему и, показывая на кувшин; просит отдать его ей. И клоун отдает. А девочка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминацией этой сценки является то, как реагирует клоун на этот поступок девочки: он начинает... улыбаться. "Клоун с осенью в душе" - так называли Енгибарова благодарные зрители.
С ростом популярности Енгибарова на него стали обращать внимание и представители других творческих профессий, в том числе и кинематографисты. Отмечу, что еще в 1956 году Леонид появился в крошечном эпизоде фильма "Коммунист", сыграв одного из бандитов, убивавших главного героя картины (его играл Е. Урбанский). Однако съемки в этом эпизоде были всего лишь развлечением для тогда еще студента ГУЦИ Енгибарова.
Между тем в 1962 году артисту предложили сыграть в кино... самого себя. Режиссеры "Арменфильма" Г. Малян и Л. Исаакян задумали снять фильм о цирковом клоуне и назвали его "Путь на арену". Картина была тепло принята зрителем и подняла популярность Енгибарова еще на одну ступеньку.
А через год после выхода картины на экран к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году Енгибаров получил 1-ю премию - кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста, которого всего лишь несколько лет назад мало кто воспринимал всерьез.
|
|
| |
malva | Дата: Вторник, 2008 Сен 02, 1:53 PM | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Статус: Offline
| Конец 60-х годов можно считать самым удачным в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролирует как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, он выступает с "Вечерами пантомимы" на эстраде. Кроме этого, он пишет замечательную прозу (сам В. Шукшин называет его прекрасным писателем), которую публикуют журналы: "Волга" (1969, © 6), "Москва" (1970, © 8), "Урал" (1971, © 7) и др. И, наконец, он снимается в кино у таких мастеров, как: С. Параджанов (фильм "Тени забытых предков", 1964), Р. Быков ("Айболит-66"), В. Шукшин ("Печки-лавочки"), Т. Абуладзе ("Ожерелье для моей любимой", оба - 1972). Тогда же выходят и два фильма, рассказывающие о творчестве талантливого клоуна: "Знакомьтесь, Леонид Енгибаров" и "2 Леонид 2". В 1971 году Енгибаров покинул Союзгосцирк, после того как его партнера Белова не выпустили вместе с ним на зарубежные гастроли. Енгибаров создал эстрадный театр пантомимы и вскоре выпустил в свет спектакль "Звездный дождь". Правда, затея с созданием театра далась ему нелегко - в Министерстве культуры встретили это начинание артиста с прохладцей. Когда он изъявил желание назвать свой коллектив "Театром Енгибарова", ему запретили это делать. "Какой еще может быть театр? - заявили ему. - Назовите просто - ансамбль". На первых афишах он так и значился - как ансамбль. Когда в газете "Советская культура" один из корреспондентов попытался написать восторженную рецензию на этот спектакль, его тут же одернули, сказали: "Эта тема сейчас нежелательна". Между тем популярность Енгибарова у зрителей была огромной, он по праву считался одним из лучших цирковых артистов Советского Союза. В начале 1972 года с ним произошел случай, как нельзя лучше характеризующий отношение к нему простой публики. Леонид приехал в Ереван и пошел в родной для него цирк. В тот момент там уже шло представление, и, чтобы не мешать, Енгибаров тихонечко прошел в директорскую ложу и сел в углу. Однако кто-то из актеров узнал о его присутствии, и вскоре уже весь коллектив был оповещен об этом. Поэтому каждый из выходящих на арену артистов считал своим долгом сделать приветствующий жест в сторону директорской ложи. Это не укрылось и от зрителей, они стали шептаться между собой и все чаще оглядываться в сторону ложи. В конце концов инспектору манежа не оставалось ничего иного, как прервать представление и объявить на весь манеж: "Дорогие друзья! Сегодня на нашем представлении присутствует клоун Леонид Енгибаров!" Не успело стихнуть эхо этих слов под сводами цирка, как весь зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился оглушительными аплодисментами. Артист был крайне смущен таким вниманием к своей персоне, но ничего поделать с этим уже не мог. Пришлось ему встать и выйти из темного угла на свет. Зрители продолжали горячо аплодировать, он пытался движением рук их унять, но у него, естественно, ничего не получилось. И тогда он, в благодарность за такую любовь, на ходу придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного артиста. В июле того же года Енгибаров приехал в Москву. Тот месяц был отмечен небывалой жарой и засухой. В Подмосковье горели торфяные болота, и в отдельные дни воздух был таким, что в нескольких метрах от себя невозможно было увидеть человека. И в один из таких дней - 25 июля - Енгибарову стало плохо, и он попросил свою маму - Антонину Андреевну - вызвать врача. Вскоре тот приехал, диагностировал отравление, выписал какое-то лекарство и покинул дом. Вскоре после его ухода артисту стало еще хуже. Матери вновь пришлось вызывать "Скорую". Пока врачи ехали, Леонид мучился от боли и во время одного из приступов внезапно попросил у матери: "Дай холодного шампанского, мне станет легче!" Видимо, он не знал, что шампанское сужает сосуды. Не знала об этом и его мама. Леонид выпил полбокала и вскоре умер от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет. Когда Л. Енгибарова хоронили, в Москве начался проливной дождь. Казалось, само небо оплакивает потерю этого прекрасного артиста. По словам Ю. Никулина, все входили в зал Центрального дома работников искусств, где проходила гражданская панихида, с мокрыми лицами. А пришли тысячи...
источник
|
|
| |
malva | Дата: Вторник, 2008 Сен 02, 1:56 PM | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Статус: Offline
| .. .... .
|
|
| |
malva | Дата: Вторник, 2008 Сен 02, 2:00 PM | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Статус: Offline
| ФИЛЬМОГРАФИЯ: 1963 - Путь на арену 1964 - Тени забытых предков 1966 - Айболит-66 1971 - Ожерелье для моей любимой 1972 - Печки-лавочки
|
|
| |
malva | Дата: Вторник, 2008 Сен 02, 2:17 PM | Сообщение # 6 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Статус: Offline
| Он выходил на арену цирка не для того, чтобы веселить «уважаемую публику». Он выходил говорить с публикой. При этом не произносил ни слова. Работал на износ: придумывал номера для себя и других, писал книги, снимался в кино… Коллеги окрестили его «философствующим клоуном». Журналисты – «клоуном с осенью в сердце»… Сердце остановилось страшно рано – Енгибаров прожил 37 лет. С ним на манеж пришла печаль У Енгибарова была потрясающая реприза «Жажда»… Героя мучает сильная жажда, он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Пытается до него добраться, но получается не сразу. Он карабкается на постамент, падает, вновь поднимается, и так несколько раз. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно, как величайшую ценность, берет его в руки… И тут рядом появляется маленькая девочка. Она подходит и, показывая на кувшин, жестом просит: «Отдай!» И клоун отдает. А девочка в сторонке начинает поливать водой свои песочные куличики. Чтобы лучше лепились. Клоун смотрит в оцепенении. Смотрит мучительно долго. И вдруг начинает… улыбаться. Другая реприза – «Одиночество». Клоун выходит на манеж. Хочет прилечь, отдохнуть, а его выгоняют. Находит другое место – его снова гонят. Наконец он остается один. Смотрит в зал. Жестом просит зрителей: «Подойдите ко мне, помогите, мне плохо!» Но никто не идет. И тогда он покидает манеж… Медленной, странной походкой. Зрители аплодируют. Но он не оборачивается – уходит, съежившись, движением головы как бы говорит: «Нет, уже слишком поздно!» С Енгибаровым на арену цирка пришла… печаль. Нынче этим не удивить, но в 60-х годах прошлого века подобная тональность казалась почти крамолой. Показывать репризы так, чтобы слезы у зрителей наворачивались? Это недопустимо, это не цирк! Вот еще, выискался Пьерлекино, шут-философ!.. Время все расставило на места. – Леонида нет с нами 33 года, но за это время не появилось ни одного клоуна его масштаба, – делится гендиректор «Росгосцирка» Мстислав Запашный. – Зато теперь гениальность Енгибарова признают даже те, кто критиковал его при жизни… Все свои репризы и миниатюры он сочинял сам. Выступал в полной тишине – утверждал, что язык пантомимы понятней любого другого. Предложения озвучить номера категорически отвергал. А выговаривался – в притчах, новеллах, и каждая – откровение. Много писал о цирке, рассуждал о клоунаде, как ученый… В 1964 году на Международном конкурсе в Праге Енгибаров был признан лучшим клоуном Европы. О нем стали писать книги – и пишут до сих пор. И фильмы продолжают снимать. И диссертации защищать «по Енгибарову». Раз в два года в Москве проводится Всероссийский конкурс клоунады и эксцентрики имени Енгибарова. В честь 70-летия великого мима Ереванский госцирк обратился к властям с просьбой присвоить ему имя Енгибарова – это немало удивило поклонников циркового искусства. Неофициально Ереванский цирк давно уже называли «енгибаровским». – Тот случай, когда желаемое выдавалось за действительное, – смеется директор цирка Сос Петросян. – Просто любовь народа к Енгибарову столь велика, что никакое другое имя – в особенности применительно к нашему цирку – звучать не могло!
|
|
| |
malva | Дата: Вторник, 2008 Сен 02, 2:18 PM | Сообщение # 7 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Статус: Offline
| Был самодостаточным, порой жестким Родился Енгибаров в Москве. Отец-армянин был замечательным поваром, в последние годы работал в ресторане «Метрополь». Мама вела хозяйство, подрабатывала портнихой. Жила семья в деревянном одноэтажном домике в Марьиной роще. Послевоенная ребятня сутками колобродила на улицах, главным аргументом считался кулак. Чтобы стать самым сильным во дворе, Енгибаров записывается в секцию бокса. За девять лет становится мастером спорта. Позже, на арене, умение держать удар окажется кстати… В 1955 году Леонид поступает в Государственное училище циркового искусства на отделение клоунады. Занимается истово. Цирковую акробатику осваивает от и до – по воспоминаниям коллег, Енгибаров мог выполнить, причем с легкостью, любой цирковой трюк. По много раз пересматривает Чаплина, Макса Линдера, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона, Оливера и Харди, Бастера Китона. Манера последнего импонировала особенно: Китон смешил публику с лицом стоика, он играл одинокого человека в безумном мире… Уже в училище Енгибаров лепит собственный образ, начинает писать миниатюры для выступлений – а в 1959 году отправляется с ними в Ереван, в труппу армянского циркового коллектива. Первые гастроли в том же 1959-м. Новосибирск. И – провал!.. – Дело было в том, что некоторые детали оказались «недотянутыми», – вспоминает многолетний партнер Енгибарова клоун Альберт Минасян. – Прежде Леонид не выступал на манеже, репетировал в камерных залах, на сцене. Он потерялся в огромном круглом амфитеатре, это было ударом почти смертельным! Нашлись те, кто предложил отправить начинающего клоуна в Москву с «волчьим билетом». Другие сказали: «Дайте парню шанс! Вы посмотрите, как он работает – в шесть утра на манеже, а уходит последним!..» Леонид не любил вспоминать новосибирский эпизод. Тогда он выдержал. Продолжил репетиции. Пригласил меня в свою репризу «Бокс», стали работать вместе. С труппой объехали многие цирки страны. Уже в 1960-м публика стала встречать его аплодисментами. А потом – грянул абсолютный триумф. «Сегодня я собираю в осеннем лесу оранжевые, желтые, багряные листья. Чудо-золото в моих руках и вокруг. А я думаю о том, что скоро наступит долгая суровая зима. И сколько Мужества и Веры нужно иметь крохотному Подснежнику, когда он появится весной в опустевшем и голом лесу. Сколько Мужества и Веры в прекрасные силы должно быть заложено в крохотных живых лепестках, чтобы не дрогнуть и в который раз начать все сначала! Мой друг, будь, как Подснежник, я знаю, сейчас тебе трудно... Мой друг, будь, как Подснежник, я знаю, сейчас ты совсем один... Мой друг, я верю в тебя, как в Подснежник, пока жив в тебе хоть один листочек, хоть один лепесток!» (Из книги Енгибарова «Последний раунд».) В апреле 1961-го армянская труппа давала представление в Москве. Для Енгибарова оно стало премьерным. Столица ждала: о «печальном клоуне» многие были наслышаны, не терпелось увидеть… Дебют прошел блестяще. С тех пор Енгибаровым «заболела» и Москва. – Многие завидовали такому успеху, – рассказывает писатель, в прошлом – цирковой артист Рудольф Славский. – Леонид был самодостаточным, порой жестким. Менторства, тем более глупого, не переносил. Некоторые считали это «звездностью», распространяли про Енгибарова байки. А он просто знал себе цену.
|
|
| |
malva | Дата: Вторник, 2008 Сен 02, 2:18 PM | Сообщение # 8 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Статус: Offline
| Неизменной музой оставалась мама «Я завтра скажу твоему мужу: «Я люблю ее глаза!» Он все поймет, он поймет, что хлеб пахнет полем, а земля после дождя дымится. Он же поймет! Утро наступает потому, что ты открываешь глаза. А еще я люблю твои глаза потому, что это окна, через которые я смотрю на мир». (Из книги «Последний раунд».) Енгибаров много писал о любви. Как правило, о несчастной. И в пантомимах эта тема не была обойдена. Вокруг его жизни клубилось много слухов. – Поклонниц у Енгибарова хватало, – вспоминает Рудольф Славский. – Женщины влюблялись до безумия, иные ездили за ним по городам. Но сказать, что он был падок, не могу. Скорее, опасался поклонниц. А возлюбленных выбирал сам. Молва приписывала Енгибарову то одну жену, то несколько. Даже в официальных биографиях писали об этом… – Леонид не женился ни разу, – утверждает Сос Петросян, директор Ереванского госцирка. – У него была единственная неофициальная дочь от ленинградской актрисы Ады Шереметьевой, блиставшей на экране в начале и середине 60-х. Где сейчас Шереметьева и дочь, не знаю – искал, но поиски результата не дали. Почему – в общепринятом смысле – не складывалась личная жизнь великого мима? Возможно, планка требований оказывалась чересчур высока. А может, женщины уставали от вечных разъездов и каторжной работы «коверного», которая неизменно стояла в планах под номером «один»... Но одна верная муза не оставляла Енгибарова никогда – мама Антонина Андриановна. Дома все стены были завешаны его афишами и фотографиями, большей частью – вариациями на тему «веселого клоуна с грустными глазами под дырявым зонтом» – этот образ был особенно любим Енгибаровым. Отец рано умер, а мама жила только сыном и ради сына… С 1959 по 1972 год Енгибаров создал не менее 100 реприз и миниатюр, снялся в шести фильмах, написал около 100 новелл, отработал более шести тысяч представлений. Осуществил мечту – организовал собственный театр клоунады!.. Это случилось в 1971-м, за год до смерти: Енгибаров ушел из «Союзгосцирка». Он успел поставить два цирковых спектакля, на 90 процентов состоявших из клоунских пантомим – и вновь имел успех. С последним объехал 30 городов – от Дудинки до Ялты, от Ужгорода до Красноярска… Там и подхватил сильнейшую ангину. Перетерпел болезнь на ногах. А по возвращении домой – свалился. …Он умер 25 июля 1972 года. Вечером. Внезапно. От сердечного приступа. Успел крикнуть: «Мама, у меня все горит в груди, помоги!» Антонина Андриановна умерла спустя год с небольшим: упала на улице, возвращаясь с кладбища. Над их общей могилой на Ваганьковском – клоун под зонтиком. Тот самый. источник
|
|
| |
malva | Дата: Вторник, 2008 Сен 02, 2:22 PM | Сообщение # 9 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Статус: Offline
|
|
|
| |
malva | Дата: Вторник, 2008 Сен 02, 2:24 PM | Сообщение # 10 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Статус: Offline
| Памятник Леониду Енгибарову у Ереванского цирка...
|
|
| |