Пятница, 2024 Май 03, 6:52 PM
На главную Форум Регистрация Вход
Добро пожаловать, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: irusia  
Форум » ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО » Мы вас помним! » Эраст Гарин (10.11.1902 - 04.09.1980)
Эраст Гарин
malvaДата: Вторник, 2008 Сен 02, 5:16 PM | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline

 
malvaДата: Вторник, 2008 Сен 02, 5:19 PM | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline

Эраст Гарин родился 28 октября (10 ноября) 1902 года в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. Окончив её в 1919 году, ушел добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани и Первого самодеятельного театра Красной Армии (1919—1921), где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик». В 1921 поступил в студию Всеволода Мейерхольда, затем в Государственные высшие экспериментальные театральные мастерские (1922—1926), продолжал вести работу в РКА в создаваемой там «живой газете».

С 1922 года Эраст Гарин работал в театре им. Вс. Мейерхольда, сыграл небольшие роли в спектаклях «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1922) и «Земля дыбом» С. М. Третьякова (1924). Мейерхольд ценил его аналитический, трезвый ум, прислушивался к его мнению. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Мейерхольда.

Первую большую работу Гарин получил в спектакле Подгаецкого по роману И. Эренбурга «Трест» (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглерскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» — неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Мейерхольда, работа с которым определяющим образом повлияла на всё его творчество.

Славу и признание принесла Гарину роль Гулячкина (пьеса «Мандат» Н. Эрдмана, 1925). Критики отмечали хамелеонство Гулячкина, при всей его «мелкотравности» образ «приобрел у Гарина силу бичующей сатиры». Хамелеонство отмечалось и в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926), «но во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности». Его Чацкий в «Горе уму» («Горе от ума» А. Грибоедова, 1928) был непохож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Гарин оказался не просто актёром комедийным, эксцентричным, актёром-простаком, каким его видели до Чацкого: он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Мейерхольда в спектакле.

Первые роли в Театре им. Вс. Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике и буффонаде.

В 1936 году Гарин ушел от Мейерхольда в Ленинградский театр Комедии, где работал актёром и режиссёром до 1950 года, поставил несколько спектаклей — «Простая девушка» Б. Шкваркина (1938), «Сын народа» Ю. Германа (роль Калюжного, 1938), «Медведь» А. Чехова (1948).

Работая в театрах Москвы и Ленинграда, Гарин много снимался в кино. Первую роль он сыграл в 1934 году в фильме «Поручик Киже» (Каблуков). С тех пор им созданы самые разноплановые, разнохарактерные образы — положительные и отрицательные, комические и трагедийные. Одна из лучших ролей Гарина — Король в фильме «Золушка» (1947). В сказках Е. Шварца он замечательно сыграл еще двух королей в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное чудо» (1964).

В 1950 году Гарин с женой, режиссёром Х. А. Локшиной, возвращается в Москву, работает актёром и режиссёром в Театре-студии киноактёра, снимает на «Мосфильме». В 1970-е годы помимо съёмок в фильмах Гарин озвучивал мультфильмы (у него очень запоминающийся голос: гнусавый, с характерными «наставительными» интонациями), много работал на радио.

Фильмам с Гариным всегда сопутствовал успех. Любые роли, маленькие или большие, исполнялись им на высоком уровне актёрского мастерства.

Эраст Гарин умер 4 сентября 1980 года в Москве.
источник

 
malvaДата: Вторник, 2008 Сен 02, 5:21 PM | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Великий острохарактерный актёр

Свой творческий путь Эраст Гарин начал в 1919 году в Рязанском Гарнизонном театре (1-й самодеятельный театр Красной Армии). В 1922 году молодой актер перешел в Театр В.Э.Мейерхольда, где проработал до 1936 года. Параллельно в 1926 году Эраст Павлович окончил Государственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпросса РСФСР (ГЭКТЕМАС). Уже в те годы Эраст Гарин стал любимцем театральной Москвы. Его Хлестаков и Чацкий срывали настоящие овации. На очереди было завоевание сердец кинозрителей…

Впервые на экране Эраст Гарин появился в образе адъютанта Коблукова в комедии Александра Файнциммера «Порутчик Киже» (1934). Роль была исполнена в привычном для актера комедийно-гротескном ключе, в котором чувствовалось влияние школы Всеволода Мейерхольда. В том же стиле были и следующие работы актера.

В те же годы Гарин решил попробовать себя и на стезе кинорежиссера. Для дебюта он избрал гоголевскую «Женитьбу». В паре со своей супругой Хесей Локшиной они создали блистательную картину (что подтверждают восторженные отзывы современников), но «на верху» она чем-то не понравилась, и ее вскоре запретили.

Впоследствии Эраст Павлович рассказывал: «Последний раз нам, режиссерам, удалось посмотреть ее (картину) в августе 1941 года, т.е. сразу после начала войны. Тогда экземпляр ее еще находился в фильмотеке ВГИКа. Просмотр был прерван начавшейся бомбежкой, а нас попросили перейти в бомбоубежище. Все же картину мы досмотрели. И она произвела на нас впечатление не устаревшей».

Известно, что Гарин и Локшина целенаправленно разыскивали свой фильм, запрашивая даже французскую синематеку. Обращались и в Госфильмофонд - после того, как в справочнике «Советские художественные фильмы» обнаружили фильмографическую справку на фильм «Женитьба» без указания о том, что фильм не сохранился. Однако все поиски остались безуспешными. Картина так и не нашлась…

До войны Эраст Гарин успел поработать в Ленинградском театре комедии (с 1936 года), много работал на радио, был режиссером первого радиоспектакля «Тридцать три раунда».

Годы войны

В годы войны Эраст Гарин и Хеся Локшина сняли картину «Принц и нищий» (по одноименной повести Марка Твена»), где главную роль исполнила неповторимая Мария Барабанова. Ради этой роли актрисе пришлось даже оставить со скандалом Ленинградский театр комедии.

А вот в качестве актера Гарину некоторое время не везло. Фильм Сергея Юткевича «Швейк готовится к бою» (1942), где Гарин сыграл одну из главных ролей, был запрещен по личному распоряжению начальника Главного политического управления Красной Армии А.С.Щербакова без объявления причин.

В 1944 году на экраны вышла сатирическая комедия режиссера Исидора Анненского «Женитьба» (по одноименному водевилю А.П. Чехова). Блистательный ансамбль – Эраст Гарин, Фаина Раневская, Зоя Федорова, Алексей Грибов, Осип Абдулов, Вера Марецкая, Михаил Яншин – создали великое, нетленное творение, наполнив фильм смесью тонкого юмора и едкой сатиры.

Но, как ни странно, в те годы картина не имела большого успеха, уступив по своей популярности более актуальным фильмам о войне «Зоя», «Небо Москвы», «Радуга». И кто сейчас помнит их? А «Женитьба», успешно пережив десятилетия, неожиданно в 70-е годы стала одним из самых показываемых фильмов. Да и сегодня она по-прежнему пользуется популярностью. А фразы из картины: «В Греции все есть», «Хочут свою образованность показать» и другие уже давно живут своей жизнью, став поистине народными
Неповторимые гаринские герои

После окончания войны Эраст Гарин перешел работать в Театр-студию киноактера в Москве. А вскоре последовало предложение от Надежды Кошеверовой сыграть короля в экранизации знаменитой сказки «Золушка». Картина вышла на экраны в мае 1947 года. Страна все еще лежала в руинах, людям так хотелось тепла, человеческой доброты, и «Золушка» пришлась как нельзя кстати. Зрители встретили ее с благоговейным восторгом. Великолепная Золушка в исполнении Янины Жеймо, властная мачеха (Фаина Раневская), благородный принц (Алексей Консовский), добрый, но забитый лесничий (Василий Меркурьев) и, конечно же, неповторимый Король!

Король из «Золушки» - одна из самых любимых зрителями роль Эраста Павловича. Актер создал образ доброго и по-детски наивного человека. Помните его смешные угрозы: «Ухожу в монастырь!» А с какой неповторимой интонацией он произносил: «Связи связями, но совесть тоже надо иметь...»! Вообще, его интонация, мимика, манера двигаться – стали составляющими неповторимого «гаринского» стиля, обеспечивающего актеру огромнейший успех на протяжении десятилетий.

Королей актеру довелось играть еще пару раз: в музыкальной комедии Надежды Кошеверовой «Каин XVIII» и в собственной картине «Обыкновенное чудо» (кстати, обе картины являются экранизациями произведений Евгения Шварца). Короли эти были разные, как и другие герои Гарина, но в то же время все они объединены индивидуальной, редкостной аурой их создателя, его эксцентричной манерой игры.

Стоит отметить, что актер на протяжении десятилетий работал практически на одной краске, но при этом какие разнообразные роли он создавал! Добрые, наделенные детской непосредственностью парикмахер в «Неоконченной повести» (1955), дедушка главной героини Кати в «Девушке без адреса» (1957), профессор-археолог в «Джентльменах удачи» (1971). И в тоже время самодовольные, тупые, злобные, такие, как Каин в «Каине XVIII». Эраст Гарин в совершенстве владел мастерством гротеска, и потому по праву назывался «комиком с серьезным лицом» и «Бастером Китоном советского кинематографа».

Параллельно с работой в кино Эраст Гарин блестяще реализовал свой талант в мультипликации. Его голосом говорят множество различных персонажей, самый известный из которых ослик Иа-Иа в мультфильме о Винни Пухе.

Перед войной закончил сниматься в роли Тараканова ("Музыкальная история" по сценарию ныне покойного Евгения Петрова, реж. А. Ивановский и Г. Раппапорт). Картина в целом, и я в частности имели большой успех.

В дни войны особенно напряженно относишься к своей работе. […] Резюмируя все по своей актерской работе, я скажу так: выработались некоторые правила и принципы работы, те самые навыки и характерности, которые образуют мою, мне свойственную, манеру игры — это в плане индивидуальном, актерском, человеческом; так же, как в русло нашего искусства в целом органически влились два свойства — народность и идейность.

ГАРИН Э. Как я стал киноактером. Страницы невышедшей книги // КЗ. 2000. № 47.

Режиссер

Режиссерской деятельностью Эраст Гарин занимался в паре со своей супругой Хесей Локшиной. Они составляли удивительную пару, милую и в то же время контрастную. Властная и неулыбчивая, Хеся Александровна была движущей силой в этом дуэте, в то время как Эраст Павлович всё больше «летал в облаках».

Наиболее удачной их работой является экранизация пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», вышедшая на экраны в 1964 году. А вот другой фильм Гарина и Локшиной – сатирическую комедию «Веселые Расплюевские дни» - ожидала печальная судьба. Несколько лет пролежав на полке, эта картина вышла в конце 60-х мизерным тиражом и замечена не была.
Последние годы

В конце 70-х блистательный комик Эраст Гарин оказался не у дел. Школа Мейерхольда к тому времени была давно уничтожена, и его последователи влачили жалкое существование.

Однажды в прямом эфире программы Андрея Максимова «Ночной полет» на вопрос, как ощущал себя Эраст Павлович в последние годы жизни, Любовь Руднева, гражданская жена Гарина (у нее есть дочь от Эраста Павловича, но замуж за актера она так и не вышла) ответила: «Гарин уходил очень трагично. Он перестал говорить, сказав, что не может говорить. Ему тяжело было общаться с людьми, настолько чужеродно он чувствовал себя в нереализованном состоянии».

 
malvaДата: Вторник, 2008 Сен 02, 5:27 PM | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline

1944 Свадьба

 
malvaДата: Вторник, 2008 Сен 02, 5:31 PM | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline

1947 Золушка

Фаина Раневская твердила: «…он был великим артистом. Такого второго артиста, как Гарин, нет и не будет».

 
malvaДата: Вторник, 2008 Сен 02, 5:33 PM | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
ФИЛЬМОГРАФИЯ

1937 Женитьба (СССР) совм. с Х. Локшиной
1939 Доктор Калюжный (СССР) совм. с Х. Локшиной
1942 Принц и нищий (СССР) совм. с Х. Локшиной
1946 Синегория (СССР) совм. с Х. Локшиной
1953 Синяя птичка (короткометражный, СССР) совм. с Х. Локшиной
1955 Фонтан (короткометражный, СССР) совм. с Х. Локшиной
1964 Обыкновенное чудо (СССР) совм. с Х. Локшиной
1966 Веселые расплюевские дни (СССР) совм. с Х. Локшиной
Сценарист
1937 Женитьба (СССР) автор сценария совм. с Х. Локшиной
1964 Обыкновенное чудо (СССР) автор сценария совм. с Х. Локшиной
1966 Веселые расплюевские дни (СССР) автор сценария совм. с Х. Локшиной
Актер
1934 Поручик Киже (СССР) Коблуков
1937 Женитьба (СССР) Подколесин
1938 На границе (СССР) Волков
1940 Музыкальная история (СССР) Тараканов
1941 Эликсир бодрости (в Боевом к/сб. № 7) (короткометражный, СССР) немецкий солдат
1942 Швейк готовится к бою (СССР)
1944 Иван Никулин - русский матрос (СССР) Тихон Спиридонович
1944 Свадьба (СССР) жених
1947 Золушка (СССР) Король
1947 Квартет (анимационный, СССР) озвучание
1949 Встреча на Эльбе (СССР) капита Томми
1950 Волшебный клад (анимационный, СССР) озвучание
1952 Ревизор (СССР) почтмейстер
1953 Джамбул (СССР) унтер
1953 Лесной концерт (анимационный, СССР) озвучание
1953 Синяя птичка (короткометражный, СССР) Петухов
1955 Заколдованный мальчик (анимационный, СССР) озвучание
1955 Неоконченная повесть (СССР) Колосков
1955 Нестерка (СССР) Самохвальский
1955 Фонтан (короткометражный, СССР) Петухов
1956 Палка-выручалка (анимационный, СССР) озвучание
1957 Верлиока (анимационный, СССР) озвучание
1957 Девушка без адреса (СССР) дед
1957 Исполнение желаний (анимационный, СССР) озвучание
1958 Ведьма (телевизионный, среднеметражный, СССР) дьячок
1958 Краса ненаглядная (анимационный, СССР) озвучание
1958 Спортландия (анимационный, СССР) озвучание
1958 Тайна далекого острова (анимационный, СССР) озвучание
1958 Шли солдаты (СССР) Якоб Гофман
1959 Легенда о завещании мавра (анимационный, СССР) озвучание
1960 Аленка (СССР) Витаминыч
1960 Русский сувенир (СССР) Джон Пиблс
1961 Водяной (среднеметражный, СССР) Прохор Лыков
1961 Дорогая копейка (анимационный, СССР) озвучание
1961 Дракон (анимационный, СССР) озвучание
1961 Семейная хроника (анимационный, СССР) озвучание
1962 Дикие лебеди (анимационный, СССР) озвучание
1963 Дочь солнца (анимационный, СССР) озвучание
1963 Каин ХVIII (СССР) король Каин ХVIII
1963 Монета (телевизионный, СССР) роль
1963 Оптимистическая трагедия (СССР) Вожачек
1963 Свинья-копилка (анимационный, СССР) озвучание
1964 Дюймовочка (анимационный, СССР) озвучание
1964 Кот-рыболов (анимационный, СССР) озвучание
1964 Лягушонок ищет папу (анимационный, СССР) озвучание
1964 Обыкновенное чудо (СССР) Король
1964 Почта (анимационный, СССР) озвучание
1964 Храбрый портняжка (анимационный, СССР) озвучание
1965 Лягушка-путешественница (анимационный, СССР) озвучание
1965 Наргис (анимационный, СССР) озвучание
1966 Веселые расплюевские дни (СССР) Тарелкин
1967 Слоненок (анимационный, СССР) озвучание
1969 Возвращение с олимпа (анимационный, СССР) озвучание
1970 Два дня чудес (СССР) профессор - злой волшебник
1971 12 стульев (СССР) критик театра Колумб
1971 Джентльмены удачи (СССР) Мальцев
1971 Если ты мужчина... (СССР) Ульяныч
1972 Винни-Пух и день забот (анимационный, СССР) озвучание
1973 В мире басен (анимационный, СССР) озвучание
1975 Меняю собаку на паровоз (СССР) эпизод
1975 Пошехонская старина (к/а) (СССР)
Персонаж
1978 Профессия — киноактер (документально-игровой, СССР)
Призы и премии
1941 Сталинская премия (II степени, фильм "Музыкальная история")
1961 МКФ в Канне (Спец. приз за мужскую роль, фильм "Ведьма")

 
malvaДата: Вторник, 2008 Сен 02, 5:44 PM | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Эраст Гарин удивительно играл людей добрых, наделяя их детской непосредственностью и обаянием. И полная противоположность — отрицательные гаринские герои, самодовольные, тупые, злобные. Он был непревзойденным мастером гротеска, не особо углубляющимся в психологическую разработку образа

.....

Эраст Гарин был человеком неординарным и необычным, немного «не от мира сего», такой же сказочный персонаж, каких немало создал на экране. Ему был близок Евгений Шварц, которого он экранизировал и в пьесах которого сыграл трех королей — в «Золушке», «Каине ХVIII» и «Обыкновенном чуде». Короли эти были разные, как и другие герои Гарина, но в то же время все они были объединены индивидуальной, редкостной аурой их создателя, его эксцентричной манерой игры.

 
malvaДата: Вторник, 2008 Сен 02, 5:46 PM | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
..

Творческая судьба Эраста Гарина сложилась блистательно и, одновременно, катастрофично. Любимец театральной Москвы в 20-е, любимец кинозрителей всей страны начиная с 30-х, в конце жизни он оказался невостребован. Да и в «своей» эпохе он мог существовать лишь в разряде комедийной условности. Театральная судьба лучшего Хлестакова и Чацкого 20-х оборвалась с уничтожением школы Мейерхольда, к которой Гарин принадлежал, не скрывая этого, всю жизнь.

Попытки выйти за пределы отведенного ему пространства кончались катастрофой: блистательная - по описаниям современников - экранизация "Женитьбы" была запрещена и не сохранилась. Несколько лет пролежавшие на полке "Веселые расплюевские дни" вышли в конце 60-х мизерным тиражом и замечены не были.

 
malvaДата: Вторник, 2008 Сен 02, 6:13 PM | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Несколько лет Эраст Гарин руководил Театром-студией киноактера, на сцене которого поставил немало замечательных спектаклей. Выступал и как кинорежиссер. Среди его работ: «Доктор Калюжный» и «Обыкновенное чудо». Все фильмы и спектакли поставлены Гариным совместно с супругой, Хесей Локшиной. Они составляли удивительную пару, милую и в то же время контрастную. Властная и неулыбчивая, Хеся Александровна была движущей силой в этом дуэте, в то время как Эраст Павлович всё больше «летал в облаках».

 
malvaДата: Вторник, 2008 Сен 02, 6:16 PM | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Сегодня довольно трудно представить значение Гарина в театральной жизни Москвы 20-х. Три великих скандальных роли в лучших спектаклях Мейерхольда, вошедшие в историю мирового театра: Гулячкин, Чацкий, Хлестаков. Неподражаемое искусство Гарина восхищало не только революционных реформаторов, но и Станиславского, мхатовских корифеев. О Хлестакове Сергей Герасимов писал: «С тех пор прошло полвека, а я запомню «Ревизора» как одну из вершин актерского мастерства реалистического». «Гарин в том спектакле был именно такой Хлестаков, — продолжал Арнштам, — каким он виделся самому Гоголю: фантасмагорическое лицо, которое как лживый олицетворенный обман унеслось вместе с тройкой — бог знает куда».

 
Форум » ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО » Мы вас помним! » Эраст Гарин (10.11.1902 - 04.09.1980)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz