Главным атрибутом свадебного обряда наших прабабушек и прадедушек был свадебный каравай. Свадебный каравай не имел отношения ни к одному из церковных таинств при венчании.
Более того, некоторые исследователи высказывали мнение, что более ранней формой заключения брака было родительское благословение хлебом-солью молодых.
Даже в XIX в., когда церковное венчание было единственной законной формой заключения брака, встречались случаи замены церковного венчания обведением молодых вокруг дежи, на крышке которой лежал хлеб.
Во многих районах после церковного венчания мать молодого, встретив свадебный поезд, обводила жениха и невесту вокруг хлебной дежи, застеленной рушником, на который клали хлеб со щепоткой соли. Это свидетельствует о неординарной роли свадебного хлеба.
На рубеже XIX-XX в. у славян выпекание свадебного каравая было обязательным у жениха и невесты.
Приготовление его было обусловлено определенным ритуалом, отступать от которого не разрешалось. Свадьба, собственно, и начиналась с выпекания каравая (как правило, это были четверг, пятница, реже суббота). Утром мать (как жениха, так и невесты) ходила по соседям, приглашая каравайниц. Обязательным условием для выбора каравайниц была счастливая семейная жизнь. Каравайницей могла стать только 'парная' (вдовы и разведенные не приглашались). И этот символ 'пары' сохранялся на протяжении всего цикла выпечки каравая, который месили всегда две молодицы. Для более крепкой связи молодой пары каравайниц еще перевязывали красным поясом, полотенцем, или просто ниткою.
Помогали в приготовлении каравая еще несколько женщин. Каждая приносила с собой миску муки, яйца, масло, что было своеобразной формой общественной взаимопомощи. Вымешивание теста для каравая превращалось уже в небольшой праздник в празднике, сопровождалось оно каравайными песнями. Объединение продуктов от разных хозяек преследовало цель сильнее скрепить молодую семью. Каравайницы должны были хорошо знать дело - вымесить тесто так, чтобы оно было не слишком крутое (так как жизнь молодых будто бы сложится 'круто'), чтобы не было и слишком жидким (чтобы каравай в печи не лопнул, а то жизнь молодых разобьется). Поэтому каравайниц почитали, одаривали платками, скатертями, угощали. Разделывали каравай на крышке дежи, посыпанной мукою. В большинстве случаев каравай пекли из пшеничной муки, только в некоторых районах корж был из ржаного теста. В центральных районах на нижний корж клал. Сырые яйца, которые должны были символизировать продолжение рода, ягоды. Сыр и мед как символы безбедной жизни молодой семьи. Поверх 'подошвы' каравая клали корж, потом еще один, далее - кругленькую паляничку, а сверху тесто украшали шишечками, голубками, уточками. Вокруг центрального коржа каравай подпоясывали поясом из теста, одна сторона которого была разрезана и создавала видимость кисточек. Голуби на верхней части каравая олицетворяли любовь молодых, шишечки символизировали плодородие.
Стоит отметить, что только в некоторых районах, и то спорадически, на каравай клали четыре поперечные ленты в форме креста, который разделял каравай на четыре равные части. Такое игнорирование основного христианского символа можно объяснить древним, дохристианским происхождением каравайного обряда, сохранением его первичной символики, а также полным отсутствием влияния церкви на один из наиважнейших народных семейных обрядов. Выметал печь и сажал каравай сват, старший дружка - лицо мужского пола. Это событие происходило очень торжественно. Каравайницы танцевали и пели:
Кучерявый печь выметает,
Кучерявый в печь поглядывает:
Ой, где же мне сести
На счастливом месте?
Расти, караваю, из божьего дара
На столе широкий.
А в печи высокий,
У Юры род великий,
Чтобы было чем дарити.
Особенно весело становилось в доме, когда каравай уже сидел в печи. 'Кучерявый' брал в руки дежу, носил на руках, все в доме танцевали и припевали. Можно предположить, что прозвища человека, которого приглашали выметать печь ('кучерявый' и т. д.) определяли каравайника как чужого, имя его не называлось. Все окружающие знали, кто этот человек, но, называя его 'чужим' прозвищем, пытались обмануть нечистую силу, не подпустить ее к свадебному караваю. Существует гипотеза, что значение каравая связано с языческим культом солнца и небесных светил.
На некоторых караваях встречаются их изображения. Вместе с караваем выпекали шишки, которые были также обязательным свадебным атрибутом. Шишки обычно делали следующим способом. Каравайное тесто раскатывали и резали на полоски шириной 7-8 см. Эти полоски нарезали ножом и сворачивали таким образом, чтобы одна сторона оставалась гладкой (это был низ), другая, нарезанная, распускалась цветком на 7-12 лепестков - это был верх шишки. Их подпоясывали пояском с кисточками или без них. Шишечки служили для приглашения гостей на свадьбу. Невеста и ее подруга ходили по селу, кланяясь и приглашая гостей. При этом приглашенному вручали шишку и он не имел права отказать молодым. В некоторых местностях пекли вместо шишечек голубков и уточек. Их вместе с шишечками раздавала свашка, собирая молодежь на свадьбу. Встретив невесту со свашкою и узелком шишек и уточек, девушки шутили:
Свашка-нелипашка
Шишек не лепила,
Дружек не дарила.
На это свашка в тон должна была ответить:
Шутите, дружечки,
Меня мати рано разбудила,
Чтобы я уточек налепила
И вас всех надарила.
Шишки и голубки играли роль подарка от молодых. Здесь, очевидно, вступает в силу закон 'подарок-отварок'. Эта символическая выпечка, которая могла олицетворять стремление к богатству, щедрости, не должна была остаться непринятой и неотблагодаренной.
Идя на свадьбу, каждый брал с собой хлеб и подарок или деньги. В некоторых районах Украины для родственников и близких выпекали обрядовый хлеб специального назначения. Например, для матери молодой выпекали из теста 'гребень', 'чоботы'. Дарили их 'на хозяйство', 'чтоб пряжа не переводилась'. На украинской традиционной свадьбе существовал обычай одаривания зятем тещи парой сапог из теста 'за дочку'. Выпекались они в доме жениха, а для тестя зять привозил 'борону' из теста, иногда 'распашник', иногда борону выпекали вместе с волами и даже с погонщиком.
Для родного или посаженного отца, а иногда и для деда выпекали так называемый 'курень', или 'корень'. Пекли его по-разному: кусочек теста накрывали тонким коржом, который подпирали деревянной щепочкой, иногда корж пекли на половинке сахарной свеклы, которую после выпечки вынимали, съедали, а круглый курень отдавался по назначению; в курень закладывали бутылку со спиртным и запекали на небольшом жару. В свадебном действе приготовление каравая и других свадебных выпечек требовало значительно больше времени и усилий, чем процесс раздела или употребления их. Каравай делили под конец свадебного обеда (у невесты чаще перед ее отъездом к жениху). Исполнял эту почетную обязанность старший дружка или староста. 'Старшую' (центральную) шишку отдавали молодым. Следующие куски получали родители, родственники; подошву каравая, в которую часто запекали монеты, вручали музыкантам, а остатки раздавали 'запорожцам' - детям и подросткам, которые оставались во время свадьбы 'за порогом'. Чаще всего дележ каравая объединялся с одариванием молодых. Получив кусок каравая, гость клал на тарелку деньги, полотно или обещал телку, овцу, поросенка, птицу. На свадьбу выпекались также 'орешки' из теста, которые непосредственно не использовались в свадебных ритуалах, а символизировали пожелания богатства, плодородия, хорошего урожая. Орешки были атрибутом не только свадебного стола, но и рождественского, новогоднего, а также праздников, когда в доме была свеженина.
Такие орешки жарили на свином сале или на растительном масле из маленьких кусочков пресного теста, вымешанного на сыворотке или простокваше. Готовые изделия иногда посыпали сахаром. Кроме них, к свадебному столу пекли также бублики, медовые пряники и другие сласти и раздавали детям. Свадебный стол был, как правило, богатым и разнообразным. Готовились первые блюда (борщи) с мясом, мясные блюда, обязательно голубцы из крупы (гречневой, пшенной, ячневой). Но обрядового значения они уже не имели.
У русских же особое место в свадебной церемонии занимало кормление жениха и невесты кашей. Символическое назначение свадебной каши также, скорее всего, сводилось к продолжению рода. В некоторых районах Карпат был обычай жарить на свадьбу два куриных яйца для жениха и невесты. В некоторых районах выпекали так называемые 'тарарушки' - птичек из теста, которых украшали перьями после выпекания, курица и петушок символизировали продолжение рода. На свадьбу, кроме свадебного каравая, пекли праздничные пшеничные пироги жениху и невесте: луну, подручник, крест (булка с крестом). Подручник и крест пекли для невесты, с ними она ехала к жениху и клала на крышку дежи свекрови. Кроме каравая, обязательными были жареная или вареная курица, яичница, мед. Сыр и пирог. Курица, которая символизировала плодовитость, а раньше выступала, по всей видимости, в качестве жертвоприношения, была одним из главных компонентов свадебных обрядовых блюд. При отправлении невесты к жениху ей давали жареную курицу, которой она угощалась с женихом после первой брачной ночи (молодые ели ее, разрывая руками на куски).
Иногда родители давали невесте живую черную курицу, которую, приехав в дом жениха, она выпускала под печь, а угощалась вместе с женихом его жареной курицей.
Во многих регионах обязательно употребляли пирог с начинкой из куриного мяса или пирог, посредине которого была куриная голова, сделанная из теста (такой пирог назывался курником).
В России курником назывался свадебный пирог с начинкой из куриного мяса. Обязательными блюдами были также яичница . Сыр - во время обручения ими 'заедали' брачный договор ('Девку обручили, заели яичницей . Сыром'). В некоторых районах Беларуси после достигнутого взаимопонимания невеста вручала жених. Сыр - 'слюбленник', которым жених угощал свою семью. Яичницу, мед . Сыр давали молодым перед первой брачной ночью или после нее (они должны были есть одной ложкой). В других районах молодые в чулане съедали только хлеб. Сыр и мед, а яичницу гости расхватывали со сковороды руками. Если невеста была невинной, свекровь угощала ее и всех гостей яичн<ицей, украшенной цветами из теста, если нет, на стол подавали расковырян-ную яичницу и мед. Мед имел также символическое значение. Когда последний раз невесте расчесывали косу перед свадьбой, гребень макали в мед. Матери невесты и жениха, встречая своих детей после венчания и во время приезда их в дом к невесте, давали им попробовать на ложке или на пальце по капельке меда или мазали медом губы. Если невеста не сохранила невинности до брака, ее отец должен был угощать медом родню. Если же невеста была невинна, жених от имени своей матери вез пирог с медом . Сыром матери невесты, водку и кашу заправляли медом и угощали ими всех гостей.
Мать невесты, встретив зятя, угощала его яичницей. Сыр служил выкупом за невесту, его мать жениха посылала со сватом подругам невесты накануне свадьбы.
Сыр для невесты посылала и мать, чтобы молодая съела его вместе с женихом или после первой брачной ночи отдала его свекрови, иногда жених вез теще не пироги с медом, . Сыр, завернутый в полотенце, а во время раздела каравая гостям давали также по куск. Сыра.
Кроме перечисленных блюд, обязательными на свадьбе были пироги, которые раньше пекли из каравайного теста, а позже - из обычного и которые сопровождали исполнение почти всех обрядов: после первого угощения у жениха его дружки выводили молодых из-за стола и снимали покрывало с головы невесты двумя пирогами, пирожок (шишку) под мышкой носили жених и невеста, начиная с посада, с пирожками они ехали в церковь, к жениху, шли в клеть или выходили из нее, невеста в первый раз шла за водой с пирожком. Однако в настоящее время свадьбу чаще празднуют в домах семейных торжеств, столовых, кафе, ресторанах.
Для организации свадебного банкета лучше иметь два помещения. В одном из них накрывают праздничный стол, второе используют для сбора гостей и танцев. Если помещение одно, то стол размещают так, чтобы поближе к двери осталось место для встречи, сбора гостей и танцев. Для ведения банкета выбирают тамаду. Есть особенности в сервировке свадебного стола. Жениху и невесте отводят самые почетные места - в середине или у торца стола.
Стол должен быть накрыт белой скатертью. Вначале расставляют закусочные тарелки, затем пирожковые, раскладывают столовые приборы, ставят бокалы, стаканы, фужеры, салфетки, специи, цветы, фрукты, бутылки с напитком, хлеб.
Под закусочные тарелки для жениха и невесты ставят маленькие столовые тарелки.
Фужер для воды и бокал для напитков, предназначенные для молодых, должны отличаться от остальных, по-иному для них складывают салфетки, можно к приборам справа от тарелки положить букетики живых цветов (желательно из аспарагуса или мирта), перевязанные белой лентой, или место перед приборами украсить гирляндой живых цветов.
Чтобы украсить свадебный стол, можно посередине стола протянуть две ленты нежных оттенков, которые гармонировали бы с узором тарелок или с окраской стоящих на столе цветов.
На лентах на равном расстоянии одна от другой можно разместить хрустальные вазы с цветами - белыми и нежно-розовыми розами, гвоздиками и другими.
Если столы поставлены в форме буквы 'П', нужно украсить их углы вазочками с цветами. Кстати, этими советами в оформлении свадебного стола можно воспользоваться и при праздновании юбилеев свадьбы (особенно серебряного и золотого).
Ленты и цветы неяркие, сдержанных тонов, а веночки из аспарагуса или мирта перед юбилярами и зеленые букетики возле приборов гостей нужно перевязать золотой или серебряной ниткой.
Блюда с одной и той же закуской должны повторяться через 4-5 мест.
На свадьбе допускаются исключения из правил сервировки и обслуживания: перед десертом закуски, хлеб и специи со стола не убирают.
До конца банкета должны быть на столе прохладительные напитки.
Завершается свадебный банкет обычно подачей горячих напитков и кондитерских изделий.
Свадебный торт можно поставить перед приборами молодоженов до начала банкета или подать после горячего блюда.
Приборы для разрезания торта кладут рядом с ним, ручками к невесте.