Понедельник, 2024 Май 20, 5:19 PM
На главную Форум Регистрация Вход
Добро пожаловать, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Фанни, irusia  
Форум » ОБЩЕНИЕ » Туризм, путешествия, экскурсии » Абхазия (Незабываемое путешествие в сказочную страну...)
Абхазия
malvaДата: Суббота, 2009 Авг 29, 12:46 PM | Сообщение # 501
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Сказ о голубом озере

Прекрасная Дзыдзлан - владычица вод. Живет она в богатых чертогах глубоко под водой. Ее красивые золотистые волосы волнами спускаются до пят, причем пятки у нее спереди, а ступни сзади - никто не может повалить ее на спину. Есть у Дзыдзлан волшебное зеркало, в котором отражается все, что происходит на свете,- все видит, обо всем знает красавица! Влюбляется она только в самых красивых мужчин, заманивает их к себе, а затем отпускает с богатыми подарками.

Жил-был на свете один очень ленивый пастух, к тому же очень уродливый. Пас он стадо на склонах горы Мамдзышха. И прослышал лентяй, что где-то в этих местах живет красавица Дзыдзлан. Очень ему захотелось ее увидеть и чтобы она полюбила его. И так как лентяй полагал, что необычайно хорош собой, то часто стал уединяться на одной зеленой лужайке на берегу прозрачного ручейка, вытекавшего из пещеры недалеко от реки Бзыбь. Здесь в тени самшита он засыпал, надеясь, что во сне Дзыдзлан придет к нему скорее.

Красавица действительно узнала, что на поляне бывает какой-то мужчина. Любопытство взяло верх, она решила пойти посмотреть, кто это так добивается ее внимания. Но когда Дзыдзлан подошла к спящему и увидела его уродство, она рассвирепела, схватила сонного лентяя и швырнула на землю.

Удар был настолько сильным, что потолок находившейся под лужайкой пещеры не выдержал и рухнул. И образовалось здесь со временем большое озеро, которое было названо Голубым за его особенный цвет.

* * *

Голубое озеро, о котором идет речь в легенде, находится на тринадцатом километре дороги к озеру Рица, на правом берегу реки Бзыбь. Озеро карстового происхождения, из-под скалы сбоку вырывается шумный поток. Площадь озера - 180 кв. м, глубина доходит до 76 м. Дно озера покрыто отложениями лазурита, а вода абсолютно прозрачная, поэтому цвет озера не меняется, оставаясь голубым даже в самую ненастную погоду.

 
malvaДата: Суббота, 2009 Авг 29, 12:48 PM | Сообщение # 502
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
[b]БЕСЛЕТСКИЙ МОСТ[/b]

В далекие времена пришли из-за моря на нашу землю чужестранцы. Они жгли города и угоняли в рабство людей. Казалось, не быть больше священной земле Апсны, погибнет славный народ абхазов. Заполнили чужеземцы все побережье. Только горстка храбрецов-абхазов еще сражалась и совершала набеги на завоевателей с предгорий Кавказа. Они поклялись освободить родную землю. Их решимость вселяла в слабых духом уверенность в победе. Решили храбрецы и примкнувшие к ним воины повергнутых абхазских отрядов напасть на армию завоевателей из глубокого тыла. Но для этого нужно было построить мост через ущелье. А под рукой был только камень с горных круч да песок. И тогда прошел Во земле Апсны клич: "Каждый, кому дорога свобода, пусть даст гонцам куриное яйцо". Удивлялся народ, никто из них догадаться не мог, как куриное яйцо сможет принести долгожданное освобождение. За один день и ночь было собрано сорок тысяч яиц. Опытные мастера приготовили замес из песка и яиц, построили за одну ночь мост, а когда прошло еще три дня, горсть храбрецов ударила в тыл завоевателям. Враг был сброшен в море. Обрели земля Апсны и люди этой священной земли долгожданную свободу и радость.

* * *

Беслетский арочный мост, сохранившийся с глубокой древности и почти не тронутый временем, находится в 6 км от Сухуми, в начале живописного ущелья, где протекает река Басла (Баслата, Беслетка).

Беслетский мост - единственное древнее абхазское сооружение подобного рода. Он хорошо сохранился до наших дней и по праву считается замечательным произведением строительного искусства средневековой Абхазии. Свод моста, представляющего однопролетную каменную арку длиной 13 м, сложен из квадратных плит известняка. Камни свода обтесаны в форме клиньев и скреплены прочным известковым раствором (как известно, древние строители гасили известь для сооружения в течение трех-пяти лет). Грузоподъемность его и сейчас достигает 8 т. На боковой грани моста на тесаных плитах вырезана надпись древнегрузинскими заглавными буквами асомтаврули, которая гласит: "Христос-владыка, всячески возвеличь в обеих жизнях..." Эта надпись относится по палеографическим признакам к XI-XII вв.

В нижней части левобережного устоя моста сохранилось изображение креста и буквы "Т" ("т" и "у"). В старину здесь проходила важная дорога в горные долины, и мост имел большое военно-стратегическое значение. Возле моста и сейчас виднеются развалины боевых башен, защищавших от нападения противника мост и вход в ущелье.

Существует и другое предание, связанное с пребыванием в Абхазии грузинской царицы Тамар (1184- И213), которая якобы много раз проходила по этому мосту со своей свитой и любовалась живописными окрестностями.

Легендой о сборе яиц по всей Абхазии люди стремились объяснить необычную прочность моста. Как известно, в древности яичный белок действительно добавляли в раствор при кладке. Однако этот мост сооружался без яичного белка, и тем не менее он удивительно прочный и вот уже 800 лет стоит целый и невредимый.

 
malvaДата: Суббота, 2009 Авг 29, 12:50 PM | Сообщение # 503
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Откуда пошел народ Апсны

Откуда пришли они, никто уже не помнит, разве что самые древние старики... Даным-давно, в незапамятные времена, жили абхазы в далеком краю Мысыр - теперь его называют Египет. Там жили люди белые, а рядом, в Абассии,- черные. Были у них свои цари, и долгое время пребывали они в мире. А чтобы мир тот был прочен и нерушим, отдавали они своих сыновей на воспитание друг другу. У белых людей во дворце рос наследник черного царя, а у черных - наследник царя абхазского.

Однажды отлучился абхазский царь из своей столицы: призвали его дела на самый край царства, к горькому морю. И случилась без него беда. Черный царевич играл в саду со своими сверстниками. Ненароком толкнули его, упал он в куст роз па острые шипы и выколол себе глаза. Ослеп черный царевич!

В страхе собрался народ, стали думать, судить да рядить. Как сказать своему царю о беде, когда он вернется? Что будет, когда черный царь узнает о страшном несчастье, постигшем сына? Страшились абхазы за свою судьбу, ибо знали: жесток у черных людей закон - око за око, зуб за зуб. И боялись они не зря.

Узнал черный царь, что сын его ослеп, и повелел ослепить абхазского царевича. И началась война. Черных воинов было что саранчи в пустыне, абхазских ж совсем мало. Храбро бились они, лучших бойцов теряли, но не могли остановить врага. Вот уже царь и все люди царского рода погибли. Вот уже совсем не осталось абхазов. И тогда обратился к народу мудрый столетний старик. - Люди! - сказал он.- Приснился мне вещий сон. Будто стоим мы все тут и ждем чего-то. А с юга, с высокой горы, низвергается черный потоп. Многих большая вода захлестнула, многие утонули. Тогда вдруг явилась мне покойная бабушка Хапашава. Протянула, нам свой платок и повела за собой на север. Кто пошел за ней - спасся, кто остался - погиб. Слушайте, люди! Надо бежать на север!

Собрались абхазы и пошли па север - через пустыни безводные и горы бесплодные. Шли день и ночь, устали, проголодались, истомились от жажды. И вот остановились они у подножия гор, сплошь покрытых лесами. Ночью разбудил абхазов далекий грохот. Заволновались люди. Начали спрашивать друг друга: "Кто это гонится за нами с юга? Какой еще ждать беды?" И тогда неведомо откуда из ночной темноты вышла дряхлая, седая старушка, точь-в-точь покойная бабушка Хапашава. Вздохнула она тяжело и промолвила: Гонится за вами пророк черных людей Хазара-таалы. Мчится он на колеснице, запряженной арашем Дулдулом. А видом этот араш подобен жирафу, но голова у него ослиная, а копыта железные. Скоро он будет здесь, и вам от него по уйти. Всех потопчет свирепый араш Дулдул! Заплакали люди, заметались от горя. И тогда сказала им старушка: - Утрите слезы, есть еще надежда. Дайте мне сито, муки самой белой и соли! Принесли ей все, что она просила. Просеяла старушка муку и соль, замесила круто и испекла на углях большой плоский хлеб. Заклубилась пыль с юга, налетел из пустыни пророк Хазаратаалы па своей колеснице. Страшен был его конь-араш Дулдул! Искры летели из-под его железных копыт. Но тут вышла вперед старушка и положила перед Дулдулом абхазский хлеб с солью - апсуа рчеп-жика. И остановился перед ним араш Дулдул как вкопанный. Не мог понять Хазаратаалы, почему не скачет Дулдул на врагов, почему не топчет их железными копытами. Замахал мечом, закричал, начал понукать араша. А Дулдул ни с места. Тогда соскочил пророк Хазаратаалы с колесницы и увидел перед собой апсуа рчен-жика. Но законам предков не мог он переступить через хлеб-соль и вложил меч в ножны. Долго уговаривал Хазаратаалы абхазов покориться и вернуться в Мысыр, обещал им пощаду, если заплатят выкуп за кровь. Но ответили ему абхазы: - Мы выкуп свой кровью уже заплатили и назад не вернемся. Повернулся тогда Хазаратаалы к беглецам спиной и ускакал на своем араше в пустыню. А люди пошли дальше на север. Добрались они до высоких гор, дошли до большой Лыхненской поляны, окруженной дремучим лесом. И тут остановились.

От этих людей и ведут счет своим поколениям нынешние абхазы. Но не все беглецы остались здесь, другие двинулись дальше и осели на реке Кубани, От них пошли абазины. Так ли это было или не так - никто не знает. только до сих пор чтят люди Апсны священный закон хлеба-соли. И не преступают его никогда.

* * *

Об этногенезе абхазов существовало много разнообразных версий. Одни из них навеяны народной фантазией, другие основывались на научных гипотезах. Наиболее известны - эфиопо -египетская, северокавказская и малоазиатская. В публикуемой легенде на и отражение эфиопо-египетская версия этногенеза, согласно которой предки абхазов якобы переселились "из страны Египет". Наиболее вероятной версией, которая нашла признание у большинства ученых, является теория этнической автохтонности: абхазы не были пришельцами, а составляли коренное население исторической Колхиды. В. П. Па чу л и а, Абхазия, Историко-культурный очерк, Сухуми, 1976, с. 101.

 
malvaДата: Суббота, 2009 Авг 29, 12:51 PM | Сообщение # 504
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Рождение государства Абхазского

В труде 6 века "Война в готами" Прокопия Кесарийского описываются границы Абхазии: "Река Фазис (р.Риони) впадает в конечную часть Понта Эвксинского, на краях полумесяца. На одной его стороне находится город Петра, построенный римлянами на землях лазов. А на противоположном берегу, принадлежащем уже Европе, находятся земли апсилов и абазгов." Другой историк 8 века Иоанн Сабанидзе пишет в своей книге "Мученичество Або Тбилели", что юго-восточной границей Абхазии являются пределы Халдии, где находится Трапезунд. Те же данные приводит император Византии и историк Константин VII Багрянородный. На востоке границей была р.Ингур (Эгриси или Эгры по-абхазски). История сохранила имена абхазских царей: Опсит, Скепарна, Анос, Гозар, Юстиниан, Филиктос, Барук, Дмитрий, Феодосий, Константин правили Абхазией в 6-8 веках.

В 8 веке царем Абхазского царства стал Леон I (746-791 годы правления). После брака Леона и дочери картлийского царя Мириана, который вместе с братом Арчилом спасался в Абхазии от Мурвана Кру <Глухого>, в состав Абхазии вошла территория Лазики. (Мурван Кру был родственником халифа Хишама. Он основал Тифлисский эмират, который как самостоятельное государство просуществовал до 1122 года). Леон I возглавил сопротивление нашествию Мурвана <Глухого>. В этой борьбе также участвовали картвельские воины.

Известны имена абхазских царей, правящих следующие сто лет после Леона I. Это Феодосий II, Дмитрий II, прославившийся своими победами над византийцами и арабами под руководством Буга Тюрка, Георгий I. Потом была династия Шавлиани, которая правила около 20 лет. За ними на трон сел сын Дмитрия II Баграт I (861-873 г.г.). Сын Баграта Константин III (873-912 г.г.) совершил несколько походов в Картли и Эрети, усмиряя эти стремящиеся к отделению провинции, а также одержал победы в битвах с арабами.

Его сын Георгий II (912-957 г.г.) владел уже практически всей территорией современной Грузии. В годы его правления Абхазия достигла своего наибольшего могущества. После его смерти Леон II Великий (957-967 г.г.) получил в наследство большую, но далеко не единую страну. При нем столица Абхазского царства была в Анакопии (нынешний Новый Афон), позже им она была перенесена из Анакопии в Кутаиси. Некоторые грузинские историки считают этот факт аргументом в пользу того, что <Абхазия вошла в состав Грузии>, однако известно, что такая практика (перенос столицы или резиденции в побежденную страну) достаточно широко распространена в мире. Кроме того, Кутаиси расположен в более защищенном месте, чем Анакопия или Сухум. Есть и другие причины переноса столицы - Афон расположен в болотистой местности, как и прочие абхазские города, такие как Сухум и Гагра. Нездоровый климат, эпидемии малярии, добавьте к этому наступление моря, затопление большой части Сухума - вот некоторые из причин <переезда>.

Влияние Византии в Абхазии продолжалось недолго, уже при Леоне II Великом оно практически прекратилось. Причем прекратилось настолько радикально, что возникла проблема - на каком языке вести официальное делопроизводство, на каком языке вести церковную службу. Выйдя из под влияния Византии, Леон II упразднил использование в качестве государственного греческого языка. Абхазский язык чрезвычайно сложен, по мнению лингвистов практически невозможно его изучить, если не приобщаться к нему с пеленок, не получать его уроки от родителей. К тому же абхазского письменного языка в то время просто не было. Поэтому в качестве <языка межнационального общения> был выбран язык, на котором говорила часть граждан Абхазского царства - картвельский, который к тому же имел собственную письменность.

Проблема состояла еще и в следующем. Христианство на Кавказ проникало разными путями. Так, в Иверию христианство пришло в начале 4 века нашей эры. По церковным источникам в 318 г. по совету святой Нины, бежавшей из Греции от репрессий Диоклетиана, царь карлтийский Мириан повелел собраться в свою столицу Мцхета "всем знатнейшим из своих подданных и сам, вместе с супругою и равноапостольною просветительницею своею (святой Ниной или Нонной) возвещая им о новой, истинной вере, которую принять уже решился, в то же время отправил посольство к императору греческому Константину, а если верить армянским известиям, и к просветителю Армении Григорию, прося у них пастырей". Император Константин Великий послал в Иверию из Цареграда случайно находившегося там Антиохийского патриарха Евстафия, к которому присоединились и присланные из соседственной Армении несколько иереев. Основной задачей этой поездки было окончательное обращение в христианство Иверии, а также "рукоположение пастырей", которые в осносном были грузинами.

В Абхазию христианство проникло не через Иверию, а напрямую из Греции. Официально христианство стало государственной религией Абхазии а 529 году. Однако уже задолго до этого Юстиниан присылал священников из Греции, поэтому священниками в подавляющем большинстве были греки, которые и вели богослужение на греческом языке. Собственно абхазских священников было очень мало, их обучение практически не велось, так сказать, <за ненадобностью>. С 7 по 10 века абхазская церковь обладала статусом самостоятельного (автокефального) архиепископства под юрисдикцией Константинопольского патриаршего престола с резиденцией в Севастополисе (Сухуме). С прекращением греческого (византийского) влияния, место греческих священников быстро заняли картвельские, которые заменили в богослужении один чужой язык (греческий) на другой (картвельский), хотя есть письменные свидетельства того, что богослужение в Абхазии велось и на абхазском языке. Так, например, в "Житии Константина" говорится: "Мы знаем многие народы, у которых есть письменность и которые молятся Богу на своем собственном языке. Эти народы суть следующие: армяне, первы, абхазы (абазги), иберы, сугды, готы, авары, турки". С 13 по 18 век функционировало абхазского католикосcтво, а после вхождения Абхазии в состав Российской Империи абхазская церковь входила в Священный Синод. Младшие братья Леона II Дмитрий II (умер в 825 г.) и Феодосий II (825-861 г.) воевали с арабами, византийцами. Они вели войны и с грузинскими царствами. В состав т.н. царства абхазов и картвелов вошли земли восточной Грузии, в том числе Кахети (Восток) и Тао-Кларджет (Юго-Запад). Было несколько безуспешных попыток присоединить к Абхазии Картли - слабое, но чрезвычайно выгодно расположенное в самом центре Грузии царство. Это удалось сделать Георгию I - приемнику Дмитрия. Вдова Георгия I вышла замуж за Иоанна Шавлиани, который провозгласил себя царем. Иоан и его сын Адарнасэ правили около 20 лет, но в 887 году из Константинополя вернулся сын Дмитрия царевич Баграт, который убил Адарнасэ и вернул себе трон.

Сын Баграта Константин III (893-922 г.) завоевал Эрети (Восточная часть нынешней Грузии), вел успешные войны с арабами, армянами и азербайджанцами. Его сын Георгий II (922-957 г.) был, пожалуй, самым могущественным из абхазских царей. Абхазия имела границы от Анапы до р.Ксани. Это был пик могущества Абхазии, однако о расширении территории речи уже не было. Поддержание порядка на уже присоединенных территориях требовало значительных сил. Отдельные военные кампании проводились и при Георгии II (поход на Кахети и взятие в плен царя Квирике II), но они уже не приводили к расширению Абхазского царства.

 
malvaДата: Суббота, 2009 Авг 29, 12:53 PM | Сообщение # 505
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Рождение государства Абхазского Абхазия 1917-1992 г.г.

После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8 ноября 1917 года на съезде в Сухуме избран первый парламент - Абхазский Народный Совет, который принял Конституцию и Декларацию абхазского народа.

11 мая 1918 года на Батумской мирной конференции провозглашена Горская республика (Северо-Кавказская республика).
Вместе с Дагестаном, Чечней, Осетией, Кабардой в ее состав вошла и Абхазия. Была восстановлена Абхазская государственность, утерянная в 1864 г.

В июне 1918 года, в нарушение всех договоренностей, войска только что провозглашенной Демократической республики Грузия (26 мая 1918 года), при прямой военной поддержке Германии, оккупировали территорию Абхазии. Правительство Горской республики выразило Грузии, Германскому правительству резкий протест и расценило эти действия как акт агрессии против Абхазии и всего Северо-Кавказского государства.

Политика правительства Грузии вызывала крайнее недовольство многонационального населения Абхазии, что и облегчило установление здесь Советской власти 4 марта 1921 года. Новый режим воспринимался как избавление от репрессий и вооруженного вмешательства Грузинской республики.

Сначала большевики предоставили Абхазии свободу политического выбора, который был реализован провозглашением ее ревкомом независимой ССР Абхазии (31 марта 1921 г.). Уникальность политической ситуации заключалась в том, что Абхазия около года была независима как от Советской России, так и от Советской Грузии.

В декабре 1921 г. Абхазия под сильным нажимом Иосифа Сталина, Орджоникидзе и других была вынуждена заключить с Грузией "особый союзный договор", ратифицированный в феврале 1922 г., который зафиксировал, по сути, равноправие двух республик. Характер межгосударственных отношений Абхазии и Грузии нашел свое отражение в Конституции ССР Абхазии 1925 г. и в Конституции Грузинской ССР 1927 г., в которой подчеркивается, что Грузинская ССР является государством, строящимся на федеративных началах (ст. 2-я).

Первая советская Конституция принята в Абхазии в апреле 1925 г. Ill Всеабхазским съездом Советов. Абхазия приняла тогда свою Конституцию, как и другие союзные республики, в отличие от автономных, которые ее не имели. В этот период ССР Абхазия по своему статусу являлась не автономной, а союзной республикой, имеющей статус суверенного государства (Ст. 5 Конституции Абхазии 1925 г.) Именно потому Конституция Абхазии 1925 г. по положению не подлежала утверждению в других структурах. Решение съезда Советов по данному вопросу считалось окончательным. Абхазия не входила в состав Грузии.

В 1924-1925 гг. были утверждены Герб и Флаг ССР Абхазии, приняты законодательные акты конституционного характера, введены в действие кодексы: уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный, земельный, лесной.

До 1931 г. ССР Абхазия называлась "договорной" республикой. Под давлением Сталина договорная ССР Абхазия была преобразована в автономную республику (Абхазская АССР) и включена в состав Грузинской ССР. Этот вопрос рассматривался на VI съезде Советов Абхазии (11 февраля 1931 г.), хотя и не значился в повестке дня, а затем в Тбилиси VI всегрузинским съездом Советов 19 февраля 1931 г. было принято постановление о преобразовании ССР Абхазии в автономную республику.

Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18-26 февраля 1931 г.), выразившему недоверие правительству и советской власти.

После гибели главы Абхазии Нестора Лакобы (отравлен Берией в декабре 1936 года в Тбилиси), начался самый трагичный период новейшей истории Абхазии. На республику обрушился террор, приведший к полному уничтожению политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленными темпами проводилась политика грузинизации:
школьное обучение детей было переведено с абхазского на грузинский язык, абхазская письменность - на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топонимы заменены грузинскими, целенаправленно проводилась ассимиляторская переселенческая политика, направленная на деформацию этнодемографической структуры населения.

За период 1937-1953 гг. из внутренних районов Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно увеличило их долю в составе населения Абхазии (6% в 1886 году; 24% в 1897 году; 30% в 1939 году; 39, 1% в 1959 году).

Демографическая экспансия грузин в Абхазии, поощряемая Тбилиси, проводилась в завуалированной форме и в постсталинский период. Массовые митинги и демонстрации с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957,1964,1967,1978,1989 годах.

Парламент Грузии в одностороннем порядке стал принимать решения (постановления 1989-1990 гг.), которые игнорировали межгосударственный характер отношений Абхазии и Грузии и по существу вели к упразднению абхазской государственности. Тбилиси признал незаконными и недействительными все государственные структуры советского времени с февраля 1921 года. В ответ Верховный Совет Абхазской АССР 25 августа 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Абхазии.

Придя к власти в результате вооруженного переворота в Тбилиси, Военный Совет Грузии в феврале 1992 года принял решение об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года м о переходе Республики Грузия к Конституции Демократической Республики Грузия 1921 года, в которой Абхазская АССР как субъект государственно-правовых отношений не значится. В правовом отношении Грузинская ССР перестала существовать, и образовалось новое государство, с которым Абхазская АССР никаких взаимоотношений не имела.

В целях преодоления правовой неурегулированности между республиками Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года решил восстановить действие на территории Абхазии Конституции Абхазии 1925 года, а также приняты новые Герб и Флаг Республики Абхазия

 
malvaДата: Суббота, 2009 Авг 29, 12:55 PM | Сообщение # 506
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Вхождение Абхазии в состав России

Естественно, что Абхазия, будучи самостоятельным государством, также самостоятельно решала вопрос о вступлении в состав Российской Империи. Келешбей Чачба в 1803 году заключил мирное соглашение с главнокомандующим российскими войсками на Кавказе Цициановым, в 1806 году возглавил антитурецкое восстание, в 1807 году помогал российской армии в осаде Поти. Келешбей смог объединить вокруг себя не только феодальную знать Абхазии, но и мелкое дворянство и крестьян-анхаю. При нем постоянно находился отряд из 500 вооруженных огнестрельным оружием бойцов, а в случае необходимости он мог <отмобилизовать> армию численностью свыше 25 тысяч человек с артиллерией и флотом (более 600 судов находилось под его командованием, в том числе 70-типушечный корабль, позже подаренный Турции).
В 1805 году Россия потребовала от Келешбея выдачи взятого им в заложники сына мегрельского князя Левона Дадиани, а на отказ Келешбея провела военную операцию под командованием генерала Рыкгофа, в ходе которой Анаклия была возвращена Мегрелии, а младший Дадиани вернулся в семью. Несмотря на открытое противостояние Келешбея с Россией, Император Александр I счел, что это противостояние было продиктовано не взаимоотношениями Абхазии и России, а противостоянием Абхазии и Мегрелии. Он в своем письме Келешбею предложил тому чин генерал-лейтенанта российской армии с пожизненным жалованием и защитой его правления в Абхазии навечно. На что Келешбей ответил просьбой <о принятии Абхазии в подданство России>. Однако Александр I не спешил с принятием решения.

В 1806 году началась война России с Турцией. Келешбей принимал в ней участие на стороне России, правда не очень активно - он не выполнил просьбу Александра I о штурме крепости Поти, в которой засели турки, так как счел, что может понести слишком большие потери. В то же время, 25-титысячное войско Келешбея не допустило высадки турецких десантов в Абхазии.

Турки попытались организовать заговор против Келешбея. Во главе заговора был поставлен его старший сын Асланбей, мать которого была из рода эшерских князей Дзяпш-ипа, которые были активными заговорщиками. Келешбей, узнав о заговоре, лишил всех прав наследования Асланбея и назначил своим наследником младшего сына Сафарабея (Георгия).

 
malvaДата: Суббота, 2009 Авг 29, 12:57 PM | Сообщение # 507
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
История Абхазии 13-18 в.в.

К 13 веку Иверия под ударами монголов была существенно ослаблена. Неоднократно распадалась она на отдельные княжества и при нашествии Тимура в 14 веке. С тех пор до присоединения к России грузинское государство уже НИКОГДА не было единым. Части, некогда ее составлявшие, вновь стали самостоятельными царствами - Картли, Кахети, Имерети, Самцхе-Саатабаго, Мегрелия, Гурия. Именно в качестве независимых царств они и входили в состав России в 19 веке. Абхазия также вновь стала независимой. Таким образом исторически Абхазия входила в состав единого с Грузией государства весьма непродолжительное время.
На территории современной Грузии с 14 века постоянно шли войны. Правитель Мингрелии Георгий Дадиани (Чавчавадзе) вместе с Георгием V разгромил западно-грузинского царя. В Сванетии к власти пришел род Геловани, в Гурии - Гуриели. Абхазские цари Чачба (Шервашидзе) постоянно воевали с Дадиани. Георгий Дадиани оттеснил абхазов до Анакопии, Вамек Дадиани получил Сухум во владение, захватил Абхазию до Гагры. В 1414 году абхазы разгромили войска Мамиа II Дадиани, оттеснив мингрельцев за Кодор.
Междоусобица на Кавказе не обошла стороной Абхазию. В 40-е года 15 века развал страны зашел так далеко, что некоторые города на черноморском побережье были захвачены Генуей - Гагра, Пицунда, Новый Афон, Севастополис (Сухум). Отдельные княжества переходили под турецкое покровительство, другие пытались сопротивляться турецкому нашествию. Возникали и распадались кратковременные союзы Абхазии с Гурией и Мингрелией (напр. в 1623 году), бывшие союзники нападали друг на друга (1628 год - Леван II, царь Мингрелии, напал на Абхазию, захватил Сухум, построил Келасурскую стену, разделив Абхазию надвое). После смерти Левана II, а также в годы правления его племянника Левана III (1661-1680 г.г.) Мингрелия была разгромлена абхазами в союзе с черкесами, шапсугами, убыхами. Но прошло всего 20 лет и в 1702 году имеретинцы и мингрелы снова вторглись в Абхазию.
В 18 веке в ослабленную Абхазию с новыми силами устремилась Турция. Генуя была изгнана с побережья, Сухум превратился в Сухум-кале - турецкую цитадель, другой турецкий опорный центр на побережье был создан в Поти. Столицей Абхазии стало Лыхны.
Позже абхазский князь Келешбей (Чачба) перенес столицу из Лыхны в Сухум. Ближайшие мегрельские земли просили его о покровительстве и о защите их от собственного царя - Григория Дадиани, для чего отдали ему крепость Анаклия на левом берегу Ингура. В 1802 году во время похода на Мегрелию с 20-ти тысячным войском Келешбей взял в заложники сына мингрельского князя Дадиани, его наследника Левана.
Несколько слов о взаимоотношениях Иверии и России того времени. С 1462 года единого грузинского государства просто не существовало, поэтому ее отколовшиеся более или менее самостоятельные части самостоятельно строили свои взаимоотношения с Россией. Русско-турецкая война (1768-1774 г.г.) подтолкнула Грузию вначале к заключению в 1783 году Георгиевского трактата о переходе Картло-Кахетии, названной в трактате "Грузией", под протекторат России, затем в 1801 году к вхождению Картло-Кахетинского царства в состав России.
Григорий Дадиани, князь Мингрелии (Мегрелии), оказавшийся бессильным сдержать раскол собственной страны, противостоять абхазам с одной стороны и имеретинцам с другой, в 1803 году вступил <под покровительство России>. В 1804 году по тому же пути пошла Гурия и Имерети. Речь шла не о вступлении этих территорий в состав России, а о <протекторате Российской Империи> над этими территориями.

 
malvaДата: Суббота, 2009 Авг 29, 12:58 PM | Сообщение # 508
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
История Абхазского царства

В 697 году Лазика оказалась под контролем арабов, чья власть распространилась также на Картли.
В труде 6 века "Война в готами" Прокопия Кесарийского описываются границы Абхазии: "Река Фазис (р.Риони) впадает в конечную часть Понта Эвксинского, на краях полумесяца. На одной его стороне находится город Петра, построенный римлянами на землях лазов. А на противоположном берегу, принадлежащем уже Европе, находятся земли апсилов и абазгов." Другой историк 8 века Иоанн Сабанидзе пишет в своей книге "Мученичество Або Тбилели", что юго-восточной границей Абхазии являются пределы Халдии, где находится Трапезунд. Те же данные приводит император Византии и историк Константин VII Багрянородный. На востоке границей была р.Ингур (Эгриси или Эгры по-абхазски). История сохранила имена абхазских царей: Опсит, Скепарна, Анос, Гозар, Юстиниан, Филиктос, Барук, Дмитрий, Феодосий, Константин правили Абхазией в 6-8 веках.
В 8 веке царем Абхазского царства стал Леон I (746-791 годы правления). После брака Леона и дочери картлийского царя Мириана, который вместе с братом Арчилом спасался в Абхазии от Мурвана Кру <Глухого>, в состав Абхазии вошла территория Лазики. (Мурван Кру был родственником халифа Хишама. Он основал Тифлисский эмират, который как самостоятельное государство просуществовал до 1122 года). Леон I возглавил сопротивление нашествию Мурвана <Глухого>. В этой борьбе также участвовали картвельские воины.
Известны имена абхазских царей, правящих следующие сто лет после Леона I. Это Феодосий II, Дмитрий II, прославившийся своими победами над византийцами и арабами под руководством Буга Тюрка, Георгий I. Потом была династия Шавлиани, которая правила около 20 лет. За ними на трон сел сын Дмитрия II Баграт I (861-873 г.г.). Сын Баграта Константин III (873-912 г.г.) совершил несколько походов в Картли и Эрети, усмиряя эти стремящиеся к отделению провинции, а также одержал победы в битвах с арабами.
Его сын Георгий II (912-957 г.г.) владел уже практически всей территорией современной Грузии. В годы его правления Абхазия достигла своего наибольшего могущества. После его смерти Леон II Великий (957-967 г.г.) получил в наследство большую, но далеко не единую страну. При нем столица Абхазского царства была в Анакопии (нынешний Новый Афон), позже им она была перенесена из Анакопии в Кутаиси. Некоторые грузинские историки считают этот факт аргументом в пользу того, что <Абхазия вошла в состав Грузии>, однако известно, что такая практика (перенос столицы или резиденции в побежденную страну) достаточно широко распространена в мире. Кроме того, Кутаиси расположен в более защищенном месте, чем Анакопия или Сухум. Есть и другие причины переноса столицы - Афон расположен в болотистой местности, как и прочие абхазские города, такие как Сухум и Гагра. Нездоровый климат, эпидемии малярии, добавьте к этому наступление моря, затопление большой части Сухума - вот некоторые из причин <переезда>.
Влияние Византии в Абхазии продолжалось недолго, уже при Леоне II Великом оно практически прекратилось. Причем прекратилось настолько радикально, что возникла проблема - на каком языке вести официальное делопроизводство, на каком языке вести церковную службу. Выйдя из под влияния Византии, Леон II упразднил использование в качестве государственного греческого языка. Абхазский язык чрезвычайно сложен, по мнению лингвистов практически невозможно его изучить, если не приобщаться к нему с пеленок, не получать его уроки от родителей. К тому же абхазского письменного языка в то время просто не было. Поэтому в качестве <языка межнационального общения> был выбран язык, на котором говорила часть граждан Абхазского царства - картвельский, который к тому же имел собственную письменность.
Проблема состояла еще и в следующем. Христианство на Кавказ проникало разными путями. Так, в Иверию христианство пришло в начале 4 века нашей эры. По церковным источникам в 318 г. по совету святой Нины, бежавшей из Греции от репрессий Диоклетиана, царь карлтийский Мириан повелел собраться в свою столицу Мцхета "всем знатнейшим из своих подданных и сам, вместе с супругою и равноапостольною просветительницею своею (святой Ниной или Нонной) возвещая им о новой, истинной вере, которую принять уже решился, в то же время отправил посольство к императору греческому Константину, а если верить армянским известиям, и к просветителю Армении Григорию, прося у них пастырей". Император Константин Великий послал в Иверию из Цареграда случайно находившегося там Антиохийского патриарха Евстафия, к которому присоединились и присланные из соседственной Армении несколько иереев. Основной задачей этой поездки было окончательное обращение в христианство Иверии, а также "рукоположение пастырей", которые в осносном были грузинами.
В Абхазию христианство проникло не через Иверию, а напрямую из Греции. Официально христианство стало государственной религией Абхазии а 529 году. Однако уже задолго до этого Юстиниан присылал священников из Греции, поэтому священниками в подавляющем большинстве были греки, которые и вели богослужение на греческом языке. Собственно абхазских священников было очень мало, их обучение практически не велось, так сказать, <за ненадобностью>. С 7 по 10 века абхазская церковь обладала статусом самостоятельного (автокефального) архиепископства под юрисдикцией Константинопольского патриаршего престола с резиденцией в Севастополисе (Сухуме). С прекращением греческого (византийского) влияния, место греческих священников быстро заняли картвельские, которые заменили в богослужении один чужой язык (греческий) на другой (картвельский), хотя есть письменные свидетельства того, что богослужение в Абхазии велось и на абхазском языке. Так, например, в "Житии Константина" говорится: "Мы знаем многие народы, у которых есть письменность и которые молятся Богу на своем собственном языке. Эти народы суть следующие: армяне, первы, абхазы (абазги), иберы, сугды, готы, авары, турки". С 13 по 18 век функционировало абхазского католикосcтво, а после вхождения Абхазии в состав Российской Империи абхазская церковь входила в Священный Синод. Младшие братья Леона II Дмитрий II (умер в 825 г.) и Феодосий II (825-861 г.) воевали с арабами, византийцами. Они вели войны и с грузинскими царствами. В состав т.н. царства абхазов и картвелов вошли земли восточной Грузии, в том числе Кахети (Восток) и Тао-Кларджет (Юго-Запад). Было несколько безуспешных попыток присоединить к Абхазии Картли - слабое, но чрезвычайно выгодно расположенное в самом центре Грузии царство. Это удалось сделать Георгию I - приемнику Дмитрия. Вдова Георгия I вышла замуж за Иоанна Шавлиани, который провозгласил себя царем. Иоан и его сын Адарнасэ правили около 20 лет, но в 887 году из Константинополя вернулся сын Дмитрия царевич Баграт, который убил Адарнасэ и вернул себе трон.
Сын Баграта Константин III (893-922 г.) завоевал Эрети (Восточная часть нынешней Грузии), вел успешные войны с арабами, армянами и азербайджанцами. Его сын Георгий II (922-957 г.) был, пожалуй, самым могущественным из абхазских царей. Абхазия имела границы от Анапы до р.Ксани. Это был пик могущества Абхазии, однако о расширении территории речи уже не было. Поддержание порядка на уже присоединенных территориях требовало значительных сил. Отдельные военные кампании проводились и при Георгии II (поход на Кахети и взятие в плен царя Квирике II), но они уже не приводили к расширению Абхазского царства.

 
malvaДата: Суббота, 2009 Авг 29, 1:00 PM | Сообщение # 509
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Проабхазцы

Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи) культуры на Западном Кавказе в III тыс. до н. э., а в начале I тысячелетия до н. э. колхидскокобанской металлургической провинции. В VIII-VII вв. до н. э. они освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие свое яркое отражение в героическом нартском эпосе абхазов в образе кузнеца Айнара.
Через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в VII-VI вв. до н. э. в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением.
Уклад городской жизни (Диоскуриада- соврем. Сухум, Гюэнос, Эшерское городище, Питиунт - соврем. Пицунда), государственность на территорию Абхазии привнесли греки в первой половине VI в. до н. э., связавшие затем местные окрестные общины в единую систему экономических, отношений.
В первые века н. э. древнеабхазские племена были объединены в раннеклассовые образования (Абасгия, Апсилия, Санигия), которые являлись органической, хотя и периферийной частью римско-византийского культурного мира. В прибрежных крепостях Питиунта, Себастополиса и Зиганиса стояли римские когорты, а в Египте находилась "Первая когорта абасгов".
В VI-VIII вв. н. э. через Абхазию на Северный Кавказ проходили три ответвления "Великого шелкового пути" (дороги через Абасгию, Апсилию и Мисиминию).
Во 11-VII вв. н. э. древнеабхазские племена создали самобытную "Цебельдинскую культуру". В местных воинских захоронениях найдены самые ранние на территории бывшего СССР мечи 111-IV вв. из дамасской стали.

Примерно 5 тысяч лет назад произошло разделение праабхазских и праадыгских племен и их языков. Некоторые исследователи (О.Джапаридзе, В.Ардзинба, Г.Меликашвили, И.Дьяконов, Ш.Инал-ипа и др.) считают, что уже в 4-3 тысячелетии до н.э. на северо-востоке Малой Азии и на юго-западе Закавказья существовали хеттско(хаттско)-абхазо-адыгские племена как достаточно однородный этнический массив. Уже значительно позднее сюда вклинились картвельские племена. Они оттеснили хаттов на юг, а абхазов с адыгами на северо-запад - на Кубань, западное Закавказье (территории современной Абхазии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, прибрежные районы Краснодарского края до Геленджика-Анапы).
Картвельские племена также не были чем-то единым, шел процесс разделения по самым разным признакам - в частности на основании анализа мегрельского языка можно с уверенностью сказать, что мингрельцы или мегрелы отделились от картвелов еще в 8 веке до н.э.
Топонимика таких названий как Туапсе, Джубга, Аше, Хоста, Мацеста и т.д. прямо указывает на абхазско-адыгские источники происхождения этих названий. Можно проследить такие-же по происхождению названия в приморской части Малой Азии и юго-западного Закавказья.
В 1 веке нашей эры на территории современной Абхазии проживали абазги и апсилы. В те времена на Кавказе появлялись и исчезали княжества, царства. Среди таких исчезнувших, растворившихся царств можно назвать абхазские Санигию, Абасгию, Апсилию, мингрельскую Колхиду, Эгриси (кстати названную так по названию манралов-мегрелов-эгров) или Лазику. В это время Лазика была форпостом Рима, позже Византии на Кавказе.
В 5 веке Лазика или (как называли иверы) Эгрийское царство расширилась за счет Апсилии и Сванетии. Но уже к началу 6 века от Лазики отделились и Апсилия и Сванетия. В 6 веке на территории современной Абхазии сложились такие образования как Абасгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия.
По древним преданиям Закавказье посетили пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати - святой Андрей, святой Матфий, святой Варфоломей, святой Иуда Фаддей, называемый Левием, и один от семидесяти святой Фаддей.
Святой Андрей Первозванный, считающийся общим апостолом земли Русской, обходя причерноморские земли, проповедал в Абхазии, особенно долго в Севастополисе нынешнем Сухуме). Здесь он похоронил своего спутника святого Симона Кананита. Далее его путь лежал к Азовскому морю. Нынешней же Грузии он коснулся только в западной ее части, что подтверждают и местные летописи, а в Великой Армении и Албании не был вовсе.
Святой Матфий проповедовал также в Абхазии. Это видно из свидетельств Дорофея, епископа Тирского (507-522 г.г.), и Никиты Пафлагонянина (ок. 873 г.), которые говорят, что Матфий, причисленный к двенадцати апостолам вместо Иуды, благовествовал, скончался и погребен в первой Эфиопии. Под Эфиопией в данном случае подразумевается территория Колхиды и Абхазии. Это более определенно видно из свидетельств Софрония (ок. 390 г.) и Экумения (X в.), они пишут, что святой Матфий проповедал и погребен в той Эфиопии, где находились реки Апсар и Гисс, находящиеся в Колхиде и Абхазии.
Уже в 4 веке в Пицунде была греческая кафедра, соснование которой связывают с христианским подвижником Орентием, сосланным в Абхазию, а в 6 веке при византийском императоре Юстиниане I абазги, апсилы и другие народы, населяющие территорию современной Абхазии, приняли христианство.

 
malvaДата: Суббота, 2009 Авг 29, 1:04 PM | Сообщение # 510
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 65306
Репутация: 188
Статус: Offline
Символы Абхазии

Государственный герб Республики Абхазии (Утвержден сессией Верховного Совета Республики Абхазии 23 июля 1992 года в городе Акуа (Сухуме), после принятия решения о прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года и восстановлении Конституции ССР Абхазии 1925 года) имеет форму щита, по вертикали разделенного на две равные части - одна белого и вторая зеленого цвета. Контур герба и сюжетная композиция золотистого цвета.
В нижней части герба расположена восьмиконечная золотистая абхазская звезда.
В верхней части, на белом и зеленом фоне, симметрично расположены две восьмиконечные звезды золотого цвета.
В центре герба - фигура всадника, летящего на волшебном коне Араше и посылающего стрелу звездам.
Сюжет герба связан с героическим нартским эпосом абхазов. Зеленый цвет герба символизирует молодость и жизнь, белый - духовность.
Большая восьмиконечная звезда - солярный знак возрождения. Малые звезды символизируют единение двух культурных миров - Востока и Запада. (Текст описания Государственного герба Республики Абхазии взят из газет: "Республика Абхазия", № 17, 138, 139 и "Апсны", № 18, 129 соответственно за 5 февраля, 28, 29 июля н 8 февраля, 30 июля 1992 г., с. )

Государственный флаг Республики Абхазии: соотношение длины и ширины 2:1. (Утвержден сессией Верховного Совета Республики Абхазия 2S июля 1992 года в городе Акуа (Сухуме), после принятия решения о прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года и восстановлении Конституции ССР Абхазии 1925 года)
По его длине расположены семь чередующихся равных по ширине полос зеленого и белого цвета, из них четыре зеленых и три белых. Первая полоса сверху зеленого цвета. В верхнем левом .углу, у древка знамени (флага) расположен прямоугольник пурпурного цвета размером 0,38 длины флага и шириной в три полосы. В центре пурпурного прямоугольника вертикально расположена открытая ладонь правой руки белого цвета. Над ладонью полукругом расположены семь пятиконечных звезд белого цвета (Текст описания Государственного флага Республики Абхазии взят из газет: "Республика Абхазия", № 17, 138, 139 и "Апсны", № 18, 129 соответственно t.-Г 5 февраля, 28, 29 июля и 8 февраля, 30 июля 1992 г., с. 1)
Раскрытая белая ладонь на красном фоне - символ Абхазской государственности, которая оформилась во времена Абхазского царства (VIII - X вв.) и насчитывает 12 столетий. Такое изображение зафиксировано на генуэзских портоланах (морских картах) XIII - XIV веков. Пурпурный флаг с белой ладонью развевался в середине века над городом Себастополисом (он же Сан-Себастьян и античная Диоскурия, основанная древними греками в VI-V вв. до н. э.), на месте которого расположена нынешняя столица Абхазии-город Сухум (Акуа). Семь пятиконечных звезд над ладонью - это семь основных областей исторической Абхазии: Садзен (Джигетия), Бзып, Гумаа, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псхуы-Аибга. Они охватывали этническую территорию абхазов от реки Хоста (граница с убыхами) до реки Ингур (граница с Мегрелией) и от Черного моря до Кавказских гор. Кроме того, число "семь" для абхазов, как и для многих народов, является священным и широко представлено в их религии, мифологии и традиционной культуре. Почетом пользуется и созвездие, известное в народе под названием "Семь братьев". Пятиконечная звезда - распространенный у абхазов древний астральный знак. Встречается даже на античных амфорах апсилов - предков абхазов, упоминаемых греко-римскими авторами с I- II вв. н.э.
В то же время размеры флага, количество звезд и чередование зелено-белых полос перекликаются с основными чертами исторического флага независимой Северо-Кавказской республики (известна в литературе как "Горская республика"), провозглашенной 11 мая 1918 года и просуществовавшей в течение 1 года. В тот период в состав Горской республики входили семь стран: Дагестан, Чечено-Ингушетия, Осетия, Абхазия, Кабарда, Адыгея, Карачаево-Балкария. Однако уже во второй половине июня 1918 г. Абхазия как часть Горской республики, была оккупирована до февраля 1921 года войсками Грузинской Демократической Республики, а с февраля 1931 года при активном участии Сталина и Берия аннексирована Советской Грузией. Зелено-белое чередование семи полос (четыре зеленых и три белых) - свидетельство веротерпимости кавказских народов, в создании которых ислам (зеленый цвет) мирно сосуществовал с христианством (белый цвет). Абхазия, как древняя христианская страна с IV в., вместе с двумя другими (Осетия, Кабарда) была представлена на флаге Горской республики белой полосой. Современный флаг Республики Абхазии, принятый ее парламентом в Сухуме 23 июля 1992 года, символизирует основные этапы развития государственности абхазского народа - одного из древнейших коренных этносов Кавказа, язык, культура и традиции которого наиболее близки и родственны северокавказским народам и прежде всего абазинам, адыгам, кабардинцам, убыхам, черкесам и др.
(Гезета "Конфедерация", № 2, 26 января 1993 г., с. 1. Краткую историческую аннотацию символики Государственного флага Республики Абхазии составил Станислав Лакоба - кандидат исторических наук)

 
Форум » ОБЩЕНИЕ » Туризм, путешествия, экскурсии » Абхазия (Незабываемое путешествие в сказочную страну...)
Поиск:

Сайт управляется системой uCoz